Понедельник, 20.05.2024, 04:38
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ № 16 имени Ф.Г.Шпака
Белоглинского района, с.Новопавловка

Меню сайта
Категории раздела
электронный журнал
Для подготовки






ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Похожее изображение
ДОРОЖНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ

АНТИКОРРУПЦИЯ горячая линия
УО
      ДНЕВНИК СГО

      Каталог статей

      Главная » Статьи » Школьные статьи

      Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК

      «Духовно-нравственное развитие   личности      младшего школьника на уроках кубановедения         и  ОПК».

      Зинченко Зинаида Васильевна, учитель начальных классов.

        Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

      Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:

      –      патриотизм

      –      человечество

      –      семья

      –      труд и творчество

      –      традиционные российские религии

               --      искусство и литература

      –       природа

       Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

      Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь, формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

      Из опыта своей работы учителем начальных классов знаю, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

      Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках я приучаю детей к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, учу слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Вижу, как на уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Таковыми   являются  уроки  кубановедения  и  ОПК.

       Задаюсь мыслью, как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

      Считаю, что проблема обогащения нравственного опыта учащихся строится на  внедрении более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно ориентированный), которые способствуют актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

      «Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

         Поэтому на уроках  кубановедения  я знакомлю детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в кубанской  семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. При этом включаю учащихся в самостоятельный поиск, ребята проводят опрос своих старших родственников (бабушек, прабабушек), старожилов села о том как жили раньше ,какие  семейные традиции существовали  раньше, какие изменения они претерпели во времени. Очень часто уроки кубановедения  я провожу в школьном музее, где собраны предметы старины, посуда, домашняя утварь. Обращаемся к музейным экспозициям нашего школьного музея: «Труженики нашего села», «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей», «Новопавловцы-участники Великой Отечественной войны», «Наши  орденоносцы», «Новопавловка-село мое родное». Наш музей хранилище памяти, место , где прошлое встречается с будущим, это сохранение духовной культуры нашего села Новопавловка.

                Использую следующие формы работы.  

      1)Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).

      .Проводим игру «Бабушкин сундучок» Достаем из сундучка старинные вещи прошлого века, изготовленные руками наших прабабушек. Это вышитые рушники, наволочки. кофточки, набожники, салфетки и многое другое. Каждый берет по одной вещи и рассказываем о традициях, обычаях связанных с их применением, опираясь на знания, полученные на уроках и в результате поисковой и исследовательской работы.

       На уроке по теме «Казачья хата» ребята рассказывают о том , как наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто её носит. Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.

      В каждой семье была необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, глечики для хранения молочных продуктов; большие макитры – горшки для хранения и приготовления хлеба; миски, кувшины для вина. 

        Все это приобщает к опыту поколений, знакомит  с  формами традиционного семейного   уклада, пониманием своего места в семье и готовит ребенка к посильному  участию  в домашних делах.
      2) Знакомлю  с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Провожу совместные с родителями праздники,  праздничные концерты, участвуем в благотворительных акциях.

      Проводим изучение православных праздников и традиций кубанского народа, сравниваем с тем , как в народе отмечают данные праздники или святочные недели. Ребятам очень нравится празднование масленичной недели. Приглашаем родителей, бабушек, дедушек. Я знакомлю с православным аспектом этого праздника: что значит для православных эта неделя. А дети  совместно с родителями готовят праздничное выступление на основе традиций сложившихся в нашем селе.

      Ежегодно принимаем участие в благотворительных акциях: «Подари игрушку» (перед новогодними праздниками ребята делятся своими игрушками и книгами с воспитанниками Белоглинского  спецдетсада),  «Посылка солдату»(учащиеся приносят предметы первой необходимости кто ,что может, все это потом отправляем выпускникам   нашей школы, которые проходят военную службу в армии). Оказали помощь пострадавшим в наводнении на Кубани, стали активными участниками  краевой акции «Цветик-семицветик»  (ребята изготовили поделки на уроке и продавали их во время проведения районного благотворительного марафона «Спеши творить добро» ) , тем самым внесли посильный вклад в благое дело.

          Таким образом происходит формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

      Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.  
      3)Использую на занятиях сюжетно-ролевые игры. На уроках цикла «Труд и быт жителей Кубани»  играем в ролевую игру «Хозяева и хозяюшки». Девочки знакомятся в  процессе игры с семейными  обязанностями женщин,  мальчики с мужскими.

       Это  формирует  умение понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентирует  детей на мужественный и женственный образцы поведения. Способствует воспитанию любви, уважения и милосердного отношения к ближним.

      4)Знакомство с   устным народным творчеством. Устное народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих славянских народов - русского и украинского. В разных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей Родине.

        На каждом уроке перелистываем  страницы этой удивительной летописи. Одним   из   жанров   устного   народного   творчества   являются пословицы и поговорки.

      В пословицах и поговорках запечатляются  национальные черты народа. В них можно встретить много поучительного. Дети узнают у своих бабушек и прабабушек пословицы, поговорки, а потом на уроке мы разбираем ее значение, соотносим с русским вариантом пословицы.

      Отвечая на вопрос , какой совет дают нам сочинители этих пословиц , дети вот так ненавязчиво знакомятся с принципами жить по вере и заветам прадедов и дедов.

          Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком также должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребенка.

      Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:

      - чтение, рисование, художественный труд;

      - слушание музыки и размышление о ней.

      Я веду кружок «Азбука православия» во 2-ом  классе. Считаю, что наиболее приемлемой формой занятий является кружок, так как именно в кружковой работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся. Занятия кружка построены на основе авторской программы, созданной по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры» (ее первых разделов «Мы и наша культура» и «Мир вокруг и внутри нас»)

           Знакомство с православной культурой дает представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, традициях, обрядах,  учит бережному и трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях с учащимися  рассматриваем изображения икон и картин с сюжетами из Библии, с православными праздниками, знакомимся с  литературными произведениями на религиозные и нравственные темы.

          Вот некоторые темы занятий: «Нерукотворная красота природы», «Рукотворная красота культуры», «Человек-хранитель культуры», «Древнейшая книга в России Евангелие», «Иконы», «Храмы», «В храме», «Спаситель мира», «О маме и папе»,   «В семье».

       На занятиях использую  ИКТ, что позволяет совершать виртуальные экскурсии. Разрабатываю к ним презентации. Это позволяет сделать процесс обучения более наглядным и содержательным. Ребятам очень нравится данная форма работы.

      Приглашаю на свои заседания учащихся 1-го класса. В ноябре провела совместное занятие по теме «Казанская икона Божией Матери». В марте в нашей школе прошла Единая Всекубанская предметная Неделя основ православной культуры. Провела мероприятия в рамках недели православия: ознакомила родителей 1-го и 2-го классов с материалами XIX Международных Рождественских образовательных  чтений «Церковь и общество: соработничество в решении общих задач». На занятии «В храме» ребята 1 и 2 классов с   интересом  знакомились с внутренним устройством православного храма. Проводили семейный праздник «Хорошо, что есть семья ,  которая от бед хранит меня».Совместно делали «Дерево жизни».На ветках прикрепляли листочки, на которых фотографии каждой семьи в полном составе. Каждая семья заранее на листе ватмана изображала свою семью в форме коллажа. Коллажи развешивали по всему классу. На праздник приглашали дедушек,  бабушек, мам, пап, старших, младших детей в семье.

          Такие совместные праздники  способствуют развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников, прививают  уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывают  желание подражать благим образам.

            Главный результат, на который я очень хочу надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

       

      Категория: Школьные статьи | Добавил: woldemar (29.09.2011)
      Просмотров: 2251 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
      Всего комментариев: 0
      Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
      [ Регистрация | Вход ]

      Copyright MyCorp © 2024
      Бесплатный хостинг uCoz