Пятница, 17.05.2024, 09:45
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ № 16 имени Ф.Г.Шпака
Белоглинского района, с.Новопавловка

Меню сайта
электронный журнал
Для подготовки






ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Похожее изображение
ДОРОЖНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ

АНТИКОРРУПЦИЯ горячая линия
УО
      ДНЕВНИК СГО

      Каталог файлов

      Главная » Файлы » Воспитательная работа

      Земля отцов - моя земля! Единый всекубанский классный час.
      [ Скачать с сервера (119.5 Kb) ] 07.10.2011, 19:02

      Единый Всекубанский классный час «Земля отцов — моя земля!»

      Цель:

      • привить чувство гордости за свой край, своё село  и его жителей;
      •  раскрыть образцы нравственного и ратного служения Кубани;
      •  способствовать формированию активной позиции, направленной на участие молодежи в экономической и социально-политической жизни своего региона, населенного пункта.

      Оборудование: мультимедийная презентация.

      Ход классного часа:

      Звучит Гимн Краснодарского края.

      (слайд 1)

      Учитель:

      Ребята, тема нашего  классного часа – «Земля отцов — моя земля!», и посвящена она  дню рождения края – дню 74-летия образования Краснодарского края.

      (слайд 2)

      Мы должны помнить, что благополучие и процветание Краснодарского края является результатом стараний его жителей, радетелей земли кубанской, ее защитников и устроителей. В конце классного часа постарайтесь ответить на вопрос: «Почему земля отцов, со всем ее величием, историческим наследием и современными достижениями, является и моей землей – землей современного школьника»?

       Проведём мы сегодняшний урок, совершив путешествие в прошлое нашего родного края, нашего села.

      А знаете, ребята, как всё начиналось? Существует очень красивая древняя легенда о Кубани.

       Ученик:

      (Звучит музыка, сменяются слайды 3-13)

       Давно это было. Когда Господь призвал к своему трону все племена человеческие, начал по справедливости делить между ними земли, случился такой казус. Все народы получили полагающиеся им угодья, дабы жить счастливо, мирно и безбедно. И вдруг предстаёт перед очами Создателя некий человек. Уставший, проработавший до пота. А все наделы уже розданы! И сжалился Господь над опоздавшим, который в заботах о хлебе насущном не поспел вовремя, и наградил его за смиренность и великое трудолюбие оставленным для себя уделом. А было в том уделе все, что есть на земле: плодородные равнины и крутые горы, бурные моря и полноводные реки, густые леса и неоглядные степи, тёплые, не знающие зимы, уголки и поднебесные вершины, с которых летом не сходит снег.

      Учитель:

      В этой поэтической легенде вся Кубань. Неоглядные равнины  сменяются холмистыми возвышенностями, бесконечные  приазовские лиманы  манят в свои тихие заводи. Чаруют своей красотой великолепные Кавказские  горы и альпийские луга, завораживают  своей таинственностью глубокие горные  каньоны, радуют глаз  голубые озёра. Теплые, ласковые  Чёрное и Азовское моря  омывают нашу кубанскую землю. Живительной влагой поят её  реки и водохранилища.

      Древняя земля... Знала она оседлые  и кочевые племена, влекла своим богатством предприимчивых  сынов Эллады и Византии. Сотни племён и народов находили здесь своё пристанище.

      Отсюда  уходили в походы воинственные скифы, сюда же возвращались  они с добычей. В кубанской земле нашли свой покой  скифские цари.  О пребывании в нашем крае половцев свидетельствуют половецкие изваяния.

      Познала наша земля нашествие монголо-татарских орд, грабили её феодалы Турции и крымские ханы.  Она - молчаливый хранитель многих исторических событий.

      В конце 18 века ступили на славную землю казаки. В нелегких условиях строился их быт, осваивались территории.

       (слайд 14)

       Беседа с учащимися:

       - Ребята, а что вы знаете об истории  Краснодарского края?

       В ходе ответов учащихся на мультимедийном экране появляются:

       1)      изображения Екатерины II; 

      (слайд 15)

       2)      дарственная грамота Екатерины;

      (слайд 16)

       3)      портреты Антона Головатого и Захара Чепеги;

      (слайд 17)

       4)      иллюстрация «На приёме у императрицы».

      (слайд 18)

       Главную задачу, которую ставила перед казачеством великая Екатерина, - нести службу пограничную, -  запорожские  казаки с честью  выполнили.   видео

      Административно-территориальные границы Кубани в рамках российского государства неоднократно менялись. Менялось и название региона: Черномория, Кубанская область и Черноморская губерния, Северо-Кавказский край, Азово-Черноморский край. В 1937 г. Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край. Произошло это 13 сентября, и именно этот день считается днем образования нашего края.

       (слайд 19)

       - А кто из вас знает, когда образовано село, в котором мы живём?

      Ученик:

       Давным-давно, поднявшись с насиженного места, пришёл в предгорья Кавказа из далёкой Воронежской губернии крестьянский мужик Иван Бурый. Свернул он с наезженного  тракта в поисках лучшей доли, поплутал по буграм.

          И вот на день порока Ивана Крестителя у излучины широкой реки обозы, на которых ехали крестьяне, остановились. Мужики бродили вокруг - кто с лопатой, кто с занозой, выковыривая жирные куски чернозёма. Они подносили их Ивану Бурому. Тот мял в руках, растирал по ладони, нюхал. Землица Ивану Бурому понравилась. И люди решили здесь остаться.

          Вечером жгли костры, дивясь на отражающиеся звёзды в реке.

      А на утро закипела работа. Из леса подвозили столбы, переплетали их камышом. Вскоре появилось село. А в 1840 году село было названо Бурянкой по фамилии Бурого.

       (слайд 20)

       Ученик:

       Но жизнь не стояла на месте, она мчалась вперёд. Вскоре в селе уже начали развиваться промыслы: кожевенный, овчиннодельный, портняжный, сапожный, кузнечный, и шерстобитный.

      И конечно, как и в каждом селе, в Бурянке проходили ярмарки перед праздниками Святых Петра и Павла. Впоследствии село Бурая Балка, в простонародье Бурянка, было переименовано в Новопавловка в честь Святого Петра и Павла.

       Учитель:

       Много испытаний выпало на долю наших односельчан во время революции и гражданской войны.

      В центре нашего села стоит памятник Фоме Григорьевичу Шпаку.

       (слайд 21)

       -  Кто может ответить, чем знаменит этот наш земляк?

       Ученик:

       «Командование Добровольческой армии наградит любого, кто доставит голову живого или мёртвого предводителя по кличке «Красный дьявол». Уроженец села Новопавловки, возраст 30 лет. Приметы: среднего роста, круглое смуглое лицо, глаза чёрные, нос прямой, на щеках ямочки, волосы темно-русые. Чуть  волнистые, На плече глубокий шрам от осколков, на спине – синие рубцы от ударов шомполами».

      Так писали деникинцы в своих объявлениях. Нет, не зря за голову Шпака сулили они высокую награду. Одно имя этого человека наводило ужас на белогвардейцев. В бою под Успенской отряд «Красного дьявола» умелым маневром и хитростью наголову разбил полк белых. Да не какой-нибудь, а офицерский.

       (слайд 22)

       Ученик:

       А вот одно из воспоминаний его сослуживцев:

      «Разведчики доложили: в бронепоезде, следующем из Белой Глины в Тихорецк,  находятся оружие и боеприпасы для белой армии. В прилегающих к разъезду зарослях полно охраны, и  станционное здание охраняют офицеры. Взяв несколько бойцов, Шпак направился к зданию. Другой группе было поручено устранить охрану у разъезда. Распахнув дверь, Шпак крикнул: «Ни с места!» Офицеры не успели опомниться, как их обезоружили. Шпак выяснил у насмерть перепуганного дежурного по разъезду, что бронепоезд уже вышел из Белой Глины и через несколько минут проследует через разъезд. Времени, чтобы заложить взрывчатку уже не было. Решение созрело мгновенно. Шпак вскочил в седло, за ним без команды последовало несколько красноармейцев. Вот он, бронепоезд. Кони мчатся рядом с ним. Из тамбура удивлённо высунулся деникинец. Выстрел из маузера, и вот уже шпак на ходу запрыгивает в вагон. Буквально зависнув над рельсами, Фома отсоединил сцепку, и вагоны отделились от одетого в броню поезда, остановились, а потом медленно покатились назад под уклон.

      Покидая разъезд Горькая Балка, Шпак, предварительно взорвав вагоны и железнодорожный путь, не удержался от озорства: прошёл к дежурному и сделал запись в журнале «Здесь находился красногвардейский отряд Шпака. Операция прошла удачно. Похоронен бронепоезд, взорван мост. Идём на Белую Глину. До встречи!». И подпись: «Красный дьявол».

       Учитель:

      Да, это действительно человек из легенды – храбрый, видевший главную цель своей жизни в служении Отчизне. Погиб Фома Григорьевич в боях за освобождение города Ставрополя от пули белогвардейца. Где  находится могила героя? Где то святое место, чтобы низко поклониться ему? К сожалению, эту тайну унесло с собой время. На полях гражданской войны сражались сотни новопавловцев. В их числе Я.И.Подорожный, П.Е Жиров, К.П.Касьянов, А.И.Грантовский, Т.М.Романенко, П.Ф.Руденко, Ф.Т.Завадский. На мемориальном комплексе мы можем увидеть множество имён и фамилий людей, отдавших жизни на полях сражений гражданской войны.

       (слайд23-24)

       Сложно поднималось село из разрухи, но голод и нищета не сломили новопавловцев. Дружно взялись они за возрождение своего любимого села. Сообща построили три начальных школы, появились клубы, первая амбулатория с врачом, свои агрономы. Менялся облик села. Росли дети, появлялись внуки. Было кому передать в руки крестьянский труд.

       (слайд 25)

       Но тут грянула Великая отечественная  война. Уходили на фронт наши односельчане.

       (слайд 26)

       (видеоролик на песню Булата Окуджавы «Мальчики»)

       Проводила на войну и Анна Фёдоровна Постельная своих пятерых сыновей, с надеждой, что они останутся живы и вернутся на родину к своим родным и близким.  Всех своих сыновей Анна Фёдоровна запомнила уходящими  от родного порога.

       (слайд 27)

        Дорога из села бежала полем, а потом поднималась на холм, откуда, хорошо просматривался родительский дом, тропинка к речке, сад. И сыновья оборачивались, всматриваясь в сухонькую фигурку, застывшую на околице степного села. Последний взмах руки на прощание…. Так ушли её сыновья. Ушли в бессмертие.

       (слайд 28)

       Ученик:

       Осенью сорок первого года в дом Постельных пришла первая похоронка о гибели их старшего сына Кирилла, посмертно награждённого орденом Красной звезды.

       (слайд 29)

        Анна Фёдоровна продолжает жить и трудиться с мыслью, что ей надо поднимать внуков, ждать остальных сыновей с фронта. Мать каждый день ждёт весточки от детей – и вот он, долгожданный фронтовой треугольник. Только почерк на конверте не сына. Ей пришла бумага «Без вести пропавший». Уже после войны мат узнала, что погиб Григорий в боях под белой Церковью, недалеко от Киева.

       (слайд 30)

       Ученик:

       Её третий сын Николай ещё в довоенное время был офицером, служил в Тбилиси. Оттуда попал на фронт, был тяжело ранен, вернулся в родное село.  По состоянию здоровья ему было предложено работать в районном военкомате, но, узнав о гибели братьев, он сказал: «Я отомщу за них» и ушёл с действующей армией. Погиб Николай в мае 1943 года в боях под Севастополем.

       (слайд 31)

       «Жалко, что я только вышел на путь самостоятельной жизни и сразу война. Я не имею ещё опыта и навыков командира. Придётся вести людей в бой». Это было последнее письмо, полученное Анной Фёдоровной от сына Петра, который погиб в боях под Черниговом.

       (слайд 32)

      Ученик:

       Один за другим возвращались с фронта отвоевавшие солдаты. Анна Фёдоровна ждала единственно оставшегося в живых – как она думала – сына Фёдора. Но не суждено и ему было вернуться. Фёдор попал в плен, где был расстрелян в последний день войны в 1945 году.

       (слайд 33)

       Учитель:

       На здании нашей школы есть  мемориальная доска, где высечены имена пяти братьев, которые ушли на войну из одной семьи - Егора и Анны Постельных.

      Одна из экспозиций школьного музея рассказывает о великом подвиге наших односельчан.

       (слайд 34)

       В нашем селе есть мемориал «Памяти односельчан», на котором выбиты имена братьев Постельных. Рядом с гранитными плитами находится скульптурная группа, изображающая женщину, склонившуюся над убитым солдатом, которая олицетворяет скорбь всех жён и матерей, потерявших близких в этой войне. Каждый год в день Великой победы к мемориалу идут и идут люди.  Идут поклониться героям-солдатам и  Анне  Фёдоровне Постельной, чтобы благодарно почтить и её подвиг, и доблесть других матерей Отечества, чьих отважных детей отняла страшная, жестокая война.

       (слайд 35)

       345 новопавловцев так и не вернулись домой с фронтов Великой Отечественной войны. Они отдали свои жизни, чтобы мы с вами жили под мирным небом. Наш святой долг сохранить память об этих людях. Сделать всё для процветания своего села, своего края, своей страны.

       (слайд 36-37)

      Закончит наш экскурс в прошлое стихотворение Ивана Вараввы:

      (слайды 38-43, звучит музыка )

      Моя душа, как белая лебедушка, -
      Доверчива, приветна и светла.
      На медленном восходе ясна солнышка
      Она раскроет легких два крыла.
      И над степной сторонкой, над лиманами
      Повиснет пух цветущих тополей.
      А ты посмотришь: в небе за курганами
      То ль снег летит, то ль стая лебедей?
      То ль где разнепогодилась погодушка?
      То ль хмара над станицею прошла?
      Моя душа, как белая лебёдушка, -
      Доверчива, приветна и светла.

      Прошелестели страницы, рассказывающие об истории нашего села. Начинаются новые страницы. Какими они будут? Чем вы порадуете своих односельчан? Задумайтесь уже сейчас. Главный ваш сегодняшний вклад в развитие края – это хорошая и добросовестная учеба и активное участие во внеурочной и внешкольной жизни. Те учащиеся, кто целеустремленно справляется с этими обязанностями, становятся участниками ежегодного Губернаторского бала.

       В заключение прошу вас подумать и ответить на вопрос: «Почему земля отцов, со всем ее величием, историческим наследием и современными достижениями, является и моей землей – землей современного школьника»?

       (слайды44-60)

       ( Учащиеся называют школьные акции, помощь ветеранам войны, участие в мероприятиях сохраняющих культурное наследие края, волонтерское движение, выполнение «детского» закона и др.).

       

      Категория: Воспитательная работа | Добавил: woldemar
      Просмотров: 2903 | Загрузок: 303 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
      Всего комментариев: 0
      Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
      [ Регистрация | Вход ]

      Copyright MyCorp © 2024
      Бесплатный хостинг uCoz