«НАШ
МАЛЕНЬКИЙ ПАРИЖ»
Учитель:
·
-Ребята, вы любите город Краснодар?
·
- А за что вы его любите?
(за то,
что он красивый, он не похож на другие города, в нем хорошо жить, потому что мы
в нем живем и т. д.)
·
- Как вы думаете, что создает облик
города?
(улицы,
скверы, площади, здания)
·
- А знаете ли вы, в каких веках были
созданы постройки, определившие на многие годы неповторимый облик Краснодара?
(в
19 веке, в 20 веке, в 19-20 веках)
·
- Может кто-нибудь из вас назвать
архитекторов – авторов этих построек?
(Мальгерб, Филиппов)
·
- Да, конечно это известные зодчие
Екатеринодара, но были и многие другие. О них и их творениях мы поговорим
на классном часе.
Слайд
№1-2 Тема классного часа
·
-
Тема нашего классного часа «Архитектура Екатеринодара конца 19- начала 20
веков». Образно можно назвать ее и так – «Наш маленький Париж»
·
-Скажмте,какому кубанскому писателю,
принадлежит это крылатое название?
( так назвал Екатеринодар кубанский писатель –
Виктор Лихоносов).
·
-Мы познакомимся с архитекторами и
архитектурой Екатеринодара конца 19 – начала 20 веков, определим роль
архитектуры в формировании внешнего облика города.
·
- К концу классного часа вы должны
запомнить имена архитекторов, название зданий, которые они построили и как эти
здания называются сейчас, а так же, место, где они находятся.
·
- У вас на столах лежат жетоны «Знаток
архитектуры Екатеринодара 19-20 веков». Вы сами будете оценивать свои знания:
за каждый правильный ответ, а так же за выступление вы берете один жетон. В
конце урока посчитаем их и подведем итоги.
·
- Наш класс разделен на творческие
группы: «Архитекторы», «Экскурс оводы», «Искусствоведы», «Краеведы»,
«Журналисты». Каждая группа получила свое задание. Можно приступить к
выполнению задания. Используйте справочный материал, который лежит у вас на
столах.
(звучит мелодия
кубанского композитора, дети готовятся к выступлению)
Выступление поисковых групп.
Учитель:
·
- «Экскурсоводы» расскажут мне, гостю
вашего города, об одном из выдающихся памятников архитектуры конца19
–начала 20 веков.
Слайд
№3-4 Собор Александра Невского
Группа №1. «Экскурсоводы»
№1 -Мы хотим познакомить вас с самым большим и
прекрасным белокаменным собором во
имя Святого благоверного князя Александра Невского.
№2 -Первоначально он был построен в 1872
году по проекту кубанских архитекторов, братьев Ивана и Елисея Черников.
№3 -Именно этот храм был главным собором
кубанского казачества и в нем хранились регалии Кубанского казачьего войска.
№4 - 28 мая 2006 года храм отметил свое второе рождение. Разрушенный в 1932 году,
символ казачества был восстановлен.
Учитель:
·
-Архитекторы получили задание рассказать
о жизни и творчестве Василия Филиппова. Предоставим им слово.
Слайд
№ 5 Василий Филиппов
Слайд № 6 Арка
Слайд № 7 Обелиск
Группа №2 «Архитекторы»
Василий
Филиппов.
№1 - Василий Филиппов
родился в Петербурге. После окончания городского училища, в 16 лет, поступает в Академию художеств и посвящает себя зодчеству.
№2 -После окончания
Академии получает аттестат, звание
классного художника и право производить постройки.
№3 - Филиппов, в 26-ти
летнем возрасте приехал в Екатеринодар и занял почетную должность –
Кубанского областного архитектора.
№4 - Он построил в Екатеринодаре:
·
Триумфальную Арку, получившую
название «Царские ворота» (на улице
Красной )
·
Обелиск в честь 200-летнего юбилея
Кубанского казачьего войска (на пересечении улиц Красной и Буденного)
Учитель:
·
«Краеведы» подготовили для нас сообщение
о жизни коренного кубанца, архитектора Николая Петина.
Слайд № 8 Николай Петин
Слайд № 9 Гимназия
Слайд № 10 Ильинская церковь
Группа №3 «Краеведы»
Николай
Петин
№1 - Николай Петин родился в
Екатеринодаре в потомственной казачьей
семье. Выпускник Петербургского института гражданских инженеров. После
получения диплома вернулся в родной город. Занимал должность городского
архитектора.
№2 -По проекту
Николая Петина в Екатеринодаре построены:
·
Здание мужской гимназии (сейчас Центр творческого
развития и гуманитарного образования находится на пересечении улиц
Гимназической и Красноармейской.
·
Ильинская Братская церковь (сейчас Свято-Ильинский
войсковой храм)
Учитель:
·
Будучи
коренным екатеринодарцем, Петин был свидетелем сташной эпидемии чумы, унесшей
жизни тысяч горожан. В память об этом событии было решено построить Ильинскую
Братскую церковь. Петин бесплатно составил проект и сам руководил работами.
Церковь была полностью построена на пожертвования горожан.
Искусствоведы»
расскажут нам об истории создания Екатерининского собора
Слайд
№ 11 Екатерининский собор.
Группа
№ 4 «Искусствоведы»
№1 -Екатерининский Семипрестольный собор был построен по проекту архитектора
Ивана Мальгерба в честь чудесного спасения императорской семьи при крушении
царского поезда.
№2 - Для создания проекта Городская
дума командирует его в Харьков, Санкт-Петербург и другие города в поисках
наилучшего архитектурного решения. Он побывал даже в Константинополе, где
ознакомился с архитектурой Святой Софии, поэтому наш храм построен в
византийском стиле.
№3 - Храм является кафедральным, в нем
иногда совершает службы Митрополит Екатеринодарский и Кубанский – Исидор.
Учитель:
·
-В
30-е годы краевые власти пригласили Мальгерба принять участие в комиссии по
ликвидации храмов, объясняя это тем, Социализму нужен кирпич. Представляете,
его, человека, который всю жизнь строил храмы. Когда речь зашла о его любимом
детище - Екатерининском соборе знаете, что он им ответил?
-Разобрать
можно, но ни одного целого кирпича вы не получите.
- Почему?-
удивились те.
- Потому,
невозмутимо ответил архитектор, что в раствор были добавлены для прочности
свинец и яичный белок. При разборке вы получите только каменные глыбы.
Комиссия
поверила авторитетному слову зодчего и храм не тронули.
·
постройка
храма для казаков была делом особым. Строили церковь всем миром, да «таку, якой
ниде нима».
·
-
А сейчас мы послушаем репортаж наших «Журналистов»
-корреспондентов ГТРК «Кубань» о самом знаменательном событии в жизни города за
последнее время, связанном с архитектурой 19-20
веков
Слайд
№ 12 Открытие Арки
Группа №5 «Журналисты»
№1 -Мы ведем свой репортаж с места, где
происходит знаменательное событие для нашего города: открытие восстановленной
Арки, вошедшей в историю под названием «Царские ворота»
«№2 - В 1888 году архитектор Филиппов спешно
создает ее по случаю приезда в Екатеринодар императора Александра III с семьей.
№1 -Арка, построенная в древнемосковском стиле,
стала истинным украшением казачьей столицы. «Царские ворота» состояли из
среднего – главного проезда и двух боковых проходов для пешеходов. Они украшены
башенками со шпилями, орлами, висячими колонками, узорчатым карнизом, двумя
образами Александра Невского и Святой Екатерины.
№2 -Арку венчает шатровая крыша, по гребню
которой расположены узорчатые решетки. Вся арка была выкрашена по кирпичу
масляными красками в тона, характеризующие стиль композиции.
№1 - В 1928 году арка была снесена. В 2009
восстановлена.
Учитель:
·
-Ребята, в последние годы администрацией
края многое делается для восстановления памятников прошлого. Назовите их.
·
Слайд № 13
Восстановленные памятники
(Собор Александра
Невского, Обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска, «Царские
ворота»)
·
-как вы думаете, нужно ли
восстанавливать памятники прошлого?
(конечно нужно)
·
- Почему?
(это наша история;
история нашего края, нашего народа, какая бы она ни была)
·
-Ребята, в Краснодаре не только
восстанавливаются старые, но и строятся новые современные здания. И когда рядом
с постройкой прошлого века появляется огромный монстр из стекла и бетона, то
такое соседство мне, например, не кажется
удачным.
·
-Давайте представим себе встречу
архитектора прошлого столетия Александра Косякина и главного архитектора
Краснодара Александра Кузнецова.
Слайд № 14 Косякин и Кузнецов
Диалог
Косякина и Кузнецова
Косякин: -Милейший, вам не
кажется что ваши постройки разрушают неповторимый облик Екатеринодара?
Кузнецов: - Уважаемый Александр Петрович,
Краснодар – деловой центр юга России. Жизнь не стоит на месте, город должен
соответствовать своему статусу.
Косякин:
не могу не согласиться с вами, мои постройки тоже были новыми для города и
отражали дух времени. Но одно не должно быть в ущерб другому. Посмотрите на
Пушкинскую библиотеку, как здание съежилось от соседства с таким гигантом
радом. Да оно может просто развалиться от одних строительных работ!
Кузнецов: -Я обещаю вам, что мы будем бережнее
относиться к памятникам архитектуры и постараемся, чтобы современные здания не
вторгались в святая святых - улицу Красную и
сохраним ее неповторимый вид для потомков
Косякин: -Спасибо коллега,
я знал, что вы меня поймете.
Тестирование.
·
А теперь настало время проверить наши знания, полученные на классном часе. У вас на
столах лежат тестовые задания. Возьмите их и приступайте к их выполнению.
(учащиеся выполняют
тестовые задания на фоне музыки)
Слайд
№ 15 «Проверь себя»
·
Проверим себя. За каждое правильно
выполненное задание теста вы берете 1 жетон.
·
- подведем итог: посчитайте жетоны;
у кого больше 5 поднимите руки, вы получаете -5; у кого меньше -4.
·
-Старинные здания и памятники города
Краснодара до сегодняшнего дня восхищают не только знатоков строительного
искусства, но и простых жителей, не искушенных в тайнах архитектуры. И мы с вами
должны беречь их и охранять, чтобы не исчезли с лица земли творения наших
славных предков.
Слайд № 16 «Люблю
тебя, мой маленький Париж!»
·
-Я очень люблю наш Краснодар! я всегда
гуляю по нему с фотоаппаратом в руках и фотографирую. Хочу подарить вам свой
фотовернисаж «Люблю тебя, мой маленький Париж!
(на
фоне музыки читаю стихи)
У
каждого есть место на планете,
Которого
дороже не найти,
Куда
ведут дороги все на свете
И
где вначале все твои пути
То
место нами родиной зовется,
Оно
дается нам как божий дар.
И
знаю, сердце золотое бьется
В
твоей груди, наш милый Краснодар.
И
не испортить небоскребной новью
Мозаику
твоих уютных крыш.
Люблю
тебя дочернею любовью,
Мой
дом родной, мой маленький Париж! |