Воскресенье, 19.05.2024, 11:58
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ № 16 имени Ф.Г.Шпака
Белоглинского района, с.Новопавловка

Меню сайта
электронный журнал
Для подготовки






ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Похожее изображение
ДОРОЖНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ

АНТИКОРРУПЦИЯ горячая линия
УО
      ДНЕВНИК СГО

      Каталог файлов

      Главная » Файлы » Старый сайт

      Урок в 6 классе на тему "Перенос веществ в организме позвоночных животных"
      [ Скачать с сервера (1.15 Mb) ] 07.09.2011, 23:23

      Тема: Перенос веществ в организме позвоночных животных.

       (Слайд № 1).                            

      Цель:

      1.     Познакомиться с особенностями переноса веществ в организме позвоночных животных.

      2.     Рассмотреть значение этого процесса в жизни животных.

      3.     Изучить состав крови позвоночных животных, строение кровеносной системы и ёё функции.

      4.     Продолжить работу с материалами Е Г Э.

      Задачи:

      Продолжить формирование умений учащихся работать с микроскопом и микропрепаратами, схемами, рисунками, обобщать изученный материал и делать выводы. ( Слайд № 2).

      Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

      Приёмы деятельности: Эвристическая беседа с элементами лекции.

      Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

      Структура урока:

      1.     Актуализация знаний.

          Перенос веществ в организме животных – важный процесс жизнедеятельности.

          Особенности переноса веществ у одноклеточных животных.

          Особенности переноса веществ в организме беспозвоночных животных.

          Роль гемолимфы.

      2. Основное содержание урока.

           Кровеносная система позвоночных животных и ее роль в переносе   веществ.

           Усложнение кровеносных систем позвоночных в ходе эволюции.

           Лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека».

      3.     Рефлексия.

      Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.

       

      ХОД УРОКА.

      1. Актуализация знаний.

      Учитель: Для всех живых организмов характерен такой признак, как движение, причем на всех уровнях организации - от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это перемещение веществ. Таким образом, перенос веществ в организме – это важный процесс жизнедеятельности. Прежде, чем перейти к новому материалу, мы повторим ранее изученный. Расскажите о перемещении веществ у одноклеточных организмов. ( С лайд № 3).

      Ученик: У амёбы переносятся различные вещества в процессе ёё движения, при котором цитоплазма перетекает из одной части тела в другую. Вещества перемешиваются и разносятся по всей клетке. У инфузории туфельки постоянная форма тела. Передвижение пищеварительного пузырька и распределение питательных веществ по всей клетке достигается непрерывным круговым движением цитоплазмы.

      Учитель: Рассмотрим процесс переноса веществ на примере беспозвоночных.

      Ученик: В ходе эволюции появилась особая система органов – кровеносная система. Дождевой червь имеет развитую кровеносную систему, которая состоит из сосудов. По ним циркулирует кровь. Кровь разносит питательные вещества и кислород. Движение крови по сосудам обеспечивается у червя сокращением «сердец». Кольцевые сосуды соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую кровеносную систему. ( Слайд № 4).    

      Ученик: У моллюсков и насекомых по сосудам течет гемолимфа –бесцветная или зеленоватая жидкость, которая выполняет функции крови. Их

      кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Потом она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой. ( Слайд № 5, 6).

      Учитель: Ребята, сейчас мы разберём задание Е Г Э Раздел 2. Слайд № 7).

       В 4. Установите соответствие между признаком и видом живых организмов

              Признак                                     Вид организма

      1.Незамкнутая кровеносная             А) Дождевой червь

          система.                                          Б) Пчела медоносная

      2. Кровь переносит

         питательные вещества.

      3. Замкнутая кровеносная

         Система.

      4.Сердце в виде трубки.

      5. Кровь содержит гемоглобин.

      Правильные ответы:

      1    2    3   4   5

      Б   Б   А   Б   А

      Учитель: Выполним задание теста. Возьмём в руки пульт и внимательно смотрим на экран, выбираем правильный ответ.

       

      Тест.

      1.     Кровеносная система появилась у: 

      1.     Простейших

      2.     Кольчатых червей

      3.     Кишечнополостных

      4.     Членистоногих.

      2.     Кровеносная система у дождевого червя:

      1.     Незамкнутая

      2.     Замкнутая

      3.     Лучевая

      4.     Двусторонняя  

      3.     Кровь дождевого червя переносит:

      1.     Углекислый газ

      2.     Кислород

      3.     Углекислый газ, кислород, питательные вещества

      4.     Питательные вещества

           4. У какого организма незамкнутая кровеносная система:

                           1. Обыкновенная амеба

                           2. Дождевой червь

                           3.Гидра

                           4. Большой прудовик

      5.Какое строение сердца у насекомых:

                           1. Двухкамерное

                           2. Многокамерное

                           3. Однокамерное

                           4. Трубка

      6. Какую функцию выполняет кровь у насекомых:

                           1. Переносит кислород

                           2. Переносит углекислый газ

                           3. Переносит питательные вещества

      Ответы: 1-2, 2-2, 3-3, 4-4, 5-4, 6-3.

       

      2. Основное содержание урока.

      Учитель: Посмотрите на карту нашей страны. ( Слайд № 8). Она пересечена транспортными линиями связи. Нельзя представить себе государство без транспортных линий связи. А без какой системы органов нельзя представить себе живой организм?

      Ученик: Без кровеносной системы.

      Учитель: Прежде чем начать рассматривать роль кровеносной системы позвоночных животных в переносе веществ, попробуйте найти черты сходства в строении кольчатых червей и позвоночных. ( Слайд № 9).

      Ученик: И у тех, и у других кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов.

      Учитель: В чем произошло усложнение кровеносной системы?

      Ученик: Появилось хорошо развитое сердце.

      Учитель: У всех позвоночных животных кровеносная система устроена по единому плану. (Cлайд №  10 ). Покажем это на схеме. Каждый из органов, образующих кровеносную систему, выполняет свои функции.

      Предсердия собирают кровь из вен, проталкивают ёё в желудочки.

      Желудочки принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ёё в артерии.

      Артерии несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.

      Вены несут кровь к сердцу, имеют клапаны.

      Капилляры мельчайшие сосуды, пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.

      Учитель: Особенности строения кровеносной системы мы рассмотрели, а сейчас поговорим о составе крови позвоночных животных. Для этого поработайте с текстом учебника. Рассмотрим схему. ( Слайд № 11). Каждому из составляющих компонентов крови характерна своя функция. Назовите ёё.

      Ученик: Кровь это жидкая соединительная ткань. Состоит из бесцветной жидкости – плазмы и клеток крови: эритроцитов и лейкоцитов. В крови есть кровяные пластинки.

      Учитель: Плазма крови – это межклеточное вещество, принимает участие в транспорте веществ и свертывании крови.

      Ученик: Эритроциты красные клетки крови. Содержат пигмент гемоглобин, соединяясь с кислородом, разносит его по всему организму. Имеют форму двояковогнутого диска.

      Ученик: Лейкоциты бесцветны, имеют непостоянную форму. Они активны, могут самостоятельно передвигаться, защищают организм от микробов.

      Ученик: В крови есть кровяные пластинки, их функции связаны с процессом свертывания крови.

      Учитель: Осталось рассмотреть, каким образом кровь переносит вещества в организме позвоночных. Какие вещества переносит кровь?

      Ученик: Кровь может переносить газы кислород и углекислый газ, органические вещества.

      Учитель: С какими системами органов должна для этого «сотрудничать» кровеносная система?

      Ученик: С дыхательной и пищеварительной системами органов.

      Учитель: Несмотря на единый план строения кровеносной системы у позвоночных, имеются и отличия. Возникли они в ходе эволюции, по мере усовершенствования организмов, освоения новых сред обитания организмов и усложнения организации. Рассмотрим схему «Усложнение кровеносной системы в ходе эволюции». ( Слайд № 12).У рыб кровеносная система замкнутая, сердце  двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка. В сердце только венозная кровь. Сердце у всех амфибий трёхкамерное, состоит из двух предсердий и одного желудочка. В связи с появлением легочного дыхания у амфибий возникает второй – лёгочный круг кровообращения. Артериальная кровь, поступающая из легких, и венозная – от органов и тканей животных смешивается в желудочке, а затем разносится по организму. Сердце у большинства рептилий трехкамерное, перегородка между предсердиями всегда полная, есть неполная перегородка и в желудочке. Это обеспечивает поступление к органам крови, более насыщенной кислородом, чем у земноводных. У земноводных и у пресмыкающихся, хотя и имеющих более совершенные кровеносные системы, уровень обмена веществ также невысок, тепла образуется мало. Температура их тела непостоянна и сильно зависит от температуры окружающей среды. Таких животных называют холоднокровными. Наибольшего развития достигла кровеносная система у птиц и млекопитающих.(Слайд № 13).Они имеют четырехкамерное сердце. Венозная кровь поступает в правое предсердие. Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке. Кровь в легких обогащается кислородом и возвращается в левое предсердие, а из него изливается в левый желудочек, а оттуда в артерии и капилляры, которые буквально пронизывают все тело животного. Именно в капиллярах происходит обмен веществами между кровью и тканями. Кровь птиц и млекопитающих несёт к тканям большее количество кислорода. Это поддерживает высокий уровень обмена веществ: все процессы в организме идут быстро и сопровождаются выделением большого количества энергии, достаточное как для осуществления процессов жизнедеятельности, так и для согревания тела. Это теплокровные животные.

            Cегодня проведем микроскопическое исследование крови человека и лягушки, сделаем вывод о сходстве и различии их крови.

       

      Лабораторная работа. ( Cлайд № 14).

      Строение клеток крови лягушки и человека.

       Цель:

      1.     Изучить под микроскопом микропрепараты крови лягушки и человека.

      2.     Сравнить строение эритроцитов крови лягушки и человека.

      3.     Определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

      Ход работы. (Слайд № 15).

      1.     Рассмотрите под микроскопом препарат крови человека, обратите внимание на окраску, форму, величину и количество эритроцитов, на отсутствие ядра в эритроцитах. Зарисуйте три эритроцита в тетради.

      2.     Рассмотрите под микроскопом препарат крови лягушки, обратите внимание на окраску, величину, форму, количество эритроцитов. Зарисуйте три эритроцита в тетради, обозначьте ядра.

      Демонстрационный эксперимент. В один прозрачный пакет помещают волейбольный мяч, в другой девять теннисных мячей.

      Учитель: Сделайте предположение о том, почему клетки крови лягушки и человека отличаются по своему количеству, строению, размерам. Как связано это с обменом веществ?

      Вывод:

      1.     Эритроциты крови лягушки и человека сходны…

      2.     Имеют различия…

      3.     Эритроциты, чьей крови способны переносить больше кислорода?

      4.     Эволюция эритроцитов позвоночных шла в направлении…

      3. Рефлексия.

      Учитель: Выполните задание (слайд № 16). Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга результат. Сдайте тетради учителю. Подведение итогов. Выставление оценок.

      Домашнее задание:

      ( обязательное) изучить раздел 12 до конца, пересказать, выучить все основные понятия.

      ( познавательное) заполнить рабочие тетради.

      ( творческое) подготовить дополнительную информацию о разнообразии кровеносных систем. ( Слайд № 17).

      Категория: Старый сайт | Добавил: woldemar
      Просмотров: 3270 | Загрузок: 111 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
      Всего комментариев: 0
      Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
      [ Регистрация | Вход ]

      Copyright MyCorp © 2024
      Бесплатный хостинг uCoz