Игнатенко
Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы.
тема:
«подготовка к сочинению по
картине И. и. левитана «золотая осень».
Цель урока:
1) познакомить
учащихся с речеведческими понятиями (текст, абзац, средства связи) на основе
искусствоведческого текста с целью использования его при подготовке к сочинению
по картине И.И. Левитана «золотая
осень»;
2) активизировать
лексику по теме «Осень»;
3) ввести в
активный словарь учащихся искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист,
живопись, живописец, колорит;
4)эстетическое
воспитание.
Ход урока:
1.
Вступительное слово учителя:
Ребята!
Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». (
На доске высвечивается картина ).Осень…
Это прекрасное время года воспевали русские поэты:
А. С.
Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Майков,
К.Д.
Бальмонт и другие. Великие художники: Герасимов, Левитан, Шишкин – написали
свои лучшие картины об осени. (На экране
картины художников ).
2.
Рассказ учителя о художнике и его картине.
Исаак Ильич Левитан (1860-1900 гг.) ( на доске портрет
Левитана ) был выдающимся художником-пейзажистом конца XIX века. Судьба его сложилась нелегкой.
Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету.
Искусство стало призванием И.И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13
лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился
у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д.
Поленова. У А.К. Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы.
В.Д. Поленов оказал большое воздействие на И.И. Левитана как колорист, что
особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном
ощущении природы в таких картинах Исаака Ильича, как «Первая зелень»,
«Березовая роща».
3.
Беседа с учащимися по картине. Вопросы учащимся:
-
Что изображено на картине? Какие чувства хотел
выразить художник?
-
Почему картина называется «Золотая осень»?
-
Какие краски (тона) выбрал И.И. Левитан, чтобы
показать «золото осени»?
-
О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой
картине? Что вы будете описывать?
4.
Составление рабочих материалов сочинения.
а). Учитель
предлагает учащимся записать слова, на которые можно опираться при работе над
сочинением: небо, река, поля, березы,
роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.
-
Все эти слова опорные, это объекты для описания; то,
что уже нам дано самой картиной. А что мы можем сказать «нового» об этом
«данном»?
На
интерактивной доске высвечивается
запись:
«Данное»
|
«Новое»
|
небо
|
голубое,
светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками
|
река
|
неширокая,
чистая, спокойная, глубокая, тихая золотые
|
деревья
|
желтые,
золотые, разноцветные, как свечки, красивые
|
трава
|
сухая,
желтая, как ковер, бурая
|
поле
|
земное,
свежее, как бархатный мягкий коврик
|
деревушка
|
маленькая,
дальняя
|
б). Беседа с учащимися по вопросам.
-
С чего бы вы начали сочинение по картине? (С того, что
И.И. Левитан изобразил красивую пору – осень).
-
Что бы вы написали после вступления? (Я стал бы
подробно описывать деревья, реку, небо).
-
А теперь посмотрите, как описал эту картину автор
книги «Беседы об искусстве» В. Б. Розенвайссер.
Учитель
зачитывает текст.
-
Какова основная мысль этого текста? (Это мысль о
красоте русской осенней природы).
в). После
чтения текста учащиеся дополняют опорные слова, которые записали раньше,
новыми, из текста.
-
Автор текста нашел новые, выразительные и точные слова
для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые
возможности русского языка.
Учащиеся
вместе с учителем дополняют опорные слова.
Река: спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода; медленно движется;
вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение.
Деревья :отдельные, осенние, багряно-золотые березы,
красно-бронзовые дубы, как бы расступаются, золотая листва берез.
Поле:изумрудно-зеленая полоса озимых, бескрайние поля.
Трава: побуревшая, осенняя.
Небо:синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.
5.
Самостоятельная работа учащихся над сочинением.
6.
Итог урока.
|