Вторник, 07.05.2024, 09:22
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ № 16 имени Ф.Г.Шпака
Белоглинского района, с.Новопавловка

Меню сайта
электронный журнал
Для подготовки






ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Похожее изображение
ДОРОЖНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ

АНТИКОРРУПЦИЯ горячая линия
УО
      ДНЕВНИК СГО

      Каталог файлов

      Главная » Файлы » Разработки уроков

      ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА МИР. С. ЕСЕНИН «С ДОБРЫМ УТРОМ!»
      [ Скачать с сервера (29.5 Kb) ] 21.12.2011, 21:25

      Открытый урок учителя  начальных классов Зинченко З.В.

      Урок 30.  16.11.11.Литературное чтение.

      тема.Особенности поэтического взгляда на мир.

      с. есенин «с добрым утром!»

      Цели: формировать умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения; развивать навык слушания; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи; воспитывать любовь к родной природе.

      Оборудование: портрет С. Есенина, презентация ,видеоролик.

      Ход урока

      I.      Организационный момент.

      Я рада новой встрече с вами,

      Приятно ваше общество, друзья!

      Ответы ваши вы готовьте сами,

      Их с интересом буду слушать я.

      Мы сегодня снова будем наблюдать,

      Выводы делать, рассуждать.

             А чтобы урок пошел каждому впрок,

               Активно включайся в работу, дружок!

      Я желаю вам хорошей и активной работы, а что вы хотите пожелать мне?

      II. Проверка домашнего задания.

      – Как вы думаете, что такое фантазия?

      – А вы любите фантазировать?

      II.Сообщение темы урока с первичной актуализацией знаний.

      - Какой раздел литературного чтения мы начали вчера изучать?

      -Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

      -Что вы хотели бы узнать и чему научиться? Исходя из этого- цель нашего урока? (Учиться чувствовать и понимать образный язык поэтической речи).

      -Для чего нужны вам эти знания?

      -Давайте с вами  подумаем  что такое поэзия? ( Это стихи)

      -Прочитайте предложения:

      ( На доске написаны предложения)                Поэзия золотой осени.

                                                                                         Поэзия летнего утра.

                                                                                         Поэзия родной природы.

      -Как вы их понимаете?

      -Замените в этих предложениях слово "поэзия” словом "красота”.

      - Что получилось?

      -Что теперь вы скажите о поэзии?( Поэзия это красота окружающей природы).

         -Сколько значений слова "поэзия” мы теперь знаем? (2) Заглянем в словарь Ожегова.( Показать словарь)

               Поэзия:  1) Стихи, произведения ,написанные стихами;

                               2) красота и прелесть чего-либо.

      (Из словаря Ожегова)  Какое это слово? ( Многозначное). Где нам пригодятся нам эти знания?( В русском языке).

                III.Речевая разминка.

      -Начнём наше путешествие с речевой зарядки.

      Ребята , с какой целью мы выполняем речевую зарядку?( Для того чтобы развивать  свой  артикуляционный аппарат).

               а)-Читаем вслух на выдохе по моей указке:

               росы                    рожок                           утром

               косы                    лужок                            перламутром

               -Похожи ли эти слова на стихи? Почему?

      -Совершенно верно. И это один из признаков стихотворения, называемый – рифма.

      Игра "Подберите рифму к слову”.

      Свет - нет, привет, ответ, обед, первоцвет, букет, балет

      -Когда читаем стихотворение все ли слова произносим одинаково?

      ( Нет) Некоторые произносим с большей силой голоса ,т.е. с ударением.

      -Правильно. И это называется – интонация.

      б) - Читаем слова хором с чувством радости, выделяем голосом первое слово.

          - Читаем с интонацией удивления, выделяем второе слово.

      в) брез-жит – брезжит

      -Как вы его понимаете?

      (брезжит – рассветает, слабо светится).

      (Из словаря Ожегова).

      IV.Мотивация учебной деятельности школьников.

      – Ребята, сегодня  нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Сергеем Есениным.

      – Посмотрите на портрет С. Есенина и попробуйте сказать, какой он.

      -         Кто из вас может рассказать об этом поэте?  (Ответы детей)

      -         - В нашем классе есть ребята, которые поработали с дополнительной литературой и подготовили сообщения к уроку.

      III. Актуализация знаний.

      Слайд№ 2- портрет поэта С. Есенина.

      Богодущенко Анна.  

      В этом имени – слово «есень».

      Осень, ясень, осенний цвет.

      Что-то есть в нём от русских песен –

      Поднебесье, тихие веси,

      Сень берёз и синь – рассвет.

      Что-то есть в нём и от весенней грусти,

      Юности и чистоты…

      Только скажут – «Сергей Есенин»,

      Всей России встают черты… Н. Браун

      СООБЩЕНИЕ О ПОЭТЕ

      Слайд 3. Рогачев Влад. Я подготовил сообщение о С.Есенине и хочу представить его вашему вниманию.

      Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году, умер в 1925 году. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда. В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную, русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому так светлы и мелодичны его стихи о природе. А писать стихи он начал в девять лет. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Сергей Александрович окончил сельскую школу с похвальной грамотой. Потом уехал в Москву, нашёл место корректора в типографии и с большим усердием ходил и слушал лекции в народном университете.

      Слайд 4-5. Рыкало София. Я хочу дополнить выступление Владика

      Сергей Есенин родился в живописных окрестностях села Константинова Рязанской области. Он умел замечать всё, что происходит в природе, он умел удивляться и восхищаться увиденным. Но судьбе было так угодно, чтобы на земле Есенин пробыл недолго, он умер рано, но за свою недолгую жизнь поэт создал много прекрасных стихотворений.

      Слайд 6. Жукова Ангелина. У меня дополнение.

      Первая книга стихов Сергея Есенина называлась «Радуница» и вышла она в 1916 году, книга была доброжелательно принята читателями и Сергей Есенин стал популярным поэтом. Многие стихи Есенина положены на музыку и из них получились песни и романсы. Специальных детских стихов у поэта очень мало.

      - Спасибо ребятам.

      - Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина. Попробуем открыть для себя мир поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова.

      Физминутка.

      IV. Работа по теме урока.

      1. Подготовка к восприятию.

      – Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?

      – Послушайте, как изобразил картину утра С. Есенин и подумайте над вопросами.

      Постановка проблемного вопроса.

      Какой он увидел природу? Какие чувства его охватили.

      Видеоролик. А сейчас вы услышите образец литературного чтения стихотворения поэтом Марселем Давлатовым.

      – Красивое стихотворение? Поделитесь своими мыслями. О чем это стихотворение?

      -         2. Чтение и анализ стихотворения (с. 87). Прочитайте самые красивые словосочетания с эпитетами. (Ответы детей)

      -         Найдите олицетворения. ( Ответы детей)

      -         В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто прибегает к приему сравнения, олицетворения. Слайд7-8. Так, например, черемуха у него «спит в белой накидке», вербы – плачут, тополя – шепчут.

      -         Почему поэт говорит про звезды задремали?

      -         Как вы понимаете выражение «растрепали шёлковые косы»?

      -         Какой рисует крапиву поэт? Если бы у неё было личико, какое было бы его выражение?

      – Прочитайте строчки, которые вам нравятся больше всего.

      – Что вас в них удивило?

      Слайд-9. 3. Лексическая работа.

      Затон – длинный нетронутый залив реки.

      Заводь – низкие берега залива.

      Румянить – покрываться розово-красным цветом.

      Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.

      Перламутр – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.

      – К какому приёму поэт прибегает чаще всего? (Олицетворение.)

      – Подходит ли стихотворению название, данное поэтом?
      (В названии – общее настроение восхищения красотой пробуждающейся природы. Это не только крапива, это вся Природа словно говорит человеку: «С добрым утром!»)

      3. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

      V. Итог урока.

      - Пригодилась ли вам сегодня фантазия? - В какой момент урока?

      - А в какой момент урока вам  пригодилось умение работать с дополнительной литературой? - А умение выразительно читать.

      - Какие же чувства у читателя пробуждают произведения С. Есенина?

      - Действительно, я согласна с вами, секрет стихов Сергея Есенина в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы не всегда замечаем в повседневной жизни. И мы  благодарны поэту за его необычайно щедрый дар – открывать и дарить эту красоту другим. Наш библиотекарь Немиро Любовь Владимировна подготовила выставку произведений С.Есенина. Обратите внимание на эти книги. Вы можете взять их в нашей библиотеке и прочитать.

      VI.Домашнее задание.

      ·       Выучить стихотворение наизусть с.87.

      ·       Нарисовать иллюстрацию и подписать строчками из стихотворения.

      VII.Рефлексия.  Поставить романс  « Отговорила роща золотая». Сказать про романсы. Мы будем слушать романс на стихи Есенина

      « Отговорила роща золотая».

      - Закончите предложение: «Соприкосновение с поэзией помогло мне…».

      Ответы детей:

      - …больше узнать о С. Есенине;

      - …ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;

      - …увидеть красоту в самых обычных предметах;

      - …получить наслаждение от урока.

      Березка.Прикрепите зеленые листочки те, кому было легко и комфортно на уроке, желтые- кто испытывал затруднения и красные- кому было трудно.

      - Я удовлетворена нашим общением на уроке, спасибо за ваши ответы и исследования и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на уроке, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем.

      Слайд 10. А на сегодня урок закончен. Спасибо за работу.

      Категория: Разработки уроков | Добавил: woldemar
      Просмотров: 4325 | Загрузок: 316 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
      Всего комментариев: 0
      Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
      [ Регистрация | Вход ]

      Copyright MyCorp © 2024
      Бесплатный хостинг uCoz