Хрулёва Лала Владимировна
«Управляя изменениями – управляю школой»
Автор: Хрулева Лала Владимировна,
директор муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа No 16
имени Ф.Г. Шпака Белоглинского района»
Сельская школа всегда стремилась сохранить свою самобытность и уникальность, но сегодня онадолжна жить и развиваться вместе с темпами развитиясовременного общества, определять свои потенциальные точки роста.От управления современной школой зависитне только слаженная работа ее звеньев, но и взаимодействиешколы с другими составляющими образовательной системы.Быть современным руководителем – значит понимать необходимость изменений, руководить изменениями ибытьсам ому«теми изменениями», которые желает видеть у других.Формирование представлений о важности умения управлять,влия тьна жизнедеятельность школы как части всей образовательной системы, быть успешным руководителем и обусловливает актуальность темы«Управляя изменениями - управляю школой» Управление школой в условиях измененийобразовательной среды зачастую приводит руководителя к возникновению следующих проблем: нежелание учителей что-либо менять, отсутствие у них необходимых компетенций; непонимание цели изменений; боязнь показать свою работу . Это определяет основные принципыруководства при реализации новых проектов: •координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей работы;•демократизм и гласность, опора на общественное мнение учителей, учеников, родителей;•осуществление контроля за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;•умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия учителей, учеников на их решении;
•поддержание доброжелательного психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах;•поощрение педагогического творчества в повышении качества учебно-воспитательного процесса.Управлять развивающейся школой - значит, с одной стороны, видеть образовательные проблемы на фоне общей социальной ситуации, а с другой стороны, занимаясь обучением и воспитанием, содействовать процессу успешной социализации школьников.У учащихся сельскойшколы много положительных качеств: трудолюбие, высокая работоспособность, чувство благодарности, привязанность к своим традициям, в то же время они испытывают проблемы, мешающие ихвзаимодействию с социумом: низкий уровень организаторских и коммуникативных умений, неуверенность в своих силах. Возникает необходимость изменений в организации воспитательной работы с ученическим коллективом. «На сегодняшний деньв нашей стране существует более пяти тысяч организаций патриотической направленности, тех, кто любит и хочет заниматься нашей историей, тех, кто верит, что у нашей страны великое будущее, тех, кто верит в нашу молодежь, школьников, подрастающее поколение», - сказал министр обороны РФ, генерал армии С.К. Шойгу. В настоящее время наиболее актуальной формой патриотического воспитания является организация работы отрядов всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия», разработкапроекта «Воспитательные практики развития юнармейского движения в школе». Сельская школа не имеет больших возможностейдля разнообразных занятий детей во внеурочное время, организация на базе школыотряда юнармейцев позволит заинтересовать их, принять участие в увлекательных экскурсиях, спартакиадах, туристических походах, заняться поисковой и исследов ательской деятельностью, Такая формаработы воспитывает у школьников доброту, преданность Родине, делает их высококультурными
мыслящими людьми, развивает в каждом ребенке стремление стать лучше, знать больше, преодолеть себя, уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми при подготовке общественно полезных дел.Её р еализация возможна только при тесном сотрудничестве школы с Совет омшколы, родительским комитетом, администрацией поселения, Советом ветеранов, учреждениями культуры.Это и есть командадиректор а школы, обеспечивающаяэффективность образовательного и воспитательного процессов и развитие творческой воспитательной среды в сельском социуме.Изменения в подходах к современному образовательному процессутребуют выбораоптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, поэтомудиректор школы должен вести за собой, учить учиться, создавать образ будущего,влиять на ценностные аспекты сознания людей, на их культуру, видетьперспективы. 1.Блинов А.О. Управление изменениями: учебник для бакалавров/ Блинов А.О., Угрюмова Н.В. М.: Дашков и Ко, 20142.Караковский В.А. Директор-учитель-ученик. – М., 1982.3.Куприянова Г.В., Векторы развития сельской школы в условиях преобразований в экономике и обществе. - Директор сельскойшколы, 2013г., No34.Поташн ик М.Управление современной школой(в вопросах и ответах). - Новая школа, 1997 г.