Отчёт
о применении информационно-коммуникационных технологий
Хрулевой
Лалы Владимировны, учителя английского
языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №16 Белоглинского района»
Краснодарского края
Для решения следующих
педагогических задач:
1. Усвоения базовых знаний по
английскому языку;
2.Систематизации усвоенных знаний;
3.Формирования навыков
самостоятельной работы с учебным материалом ;
4. Формирования навыков самоконтроля;
5.Формирования мотивации к учению в
целом и к английскому языку в частности;
6. Обеспечения удобной
образовательной среды и возможности самостоятельного выбора в поиске и
использовании источников информации;
7.Подготовки к государственной
(итоговой) аттестации
я регулярно
применяю в учебном процессе информационно-коммуникационные
технологии.
В последние годы всё чаще поднимается
вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не
только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания,
новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам
является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение
практическому овладению иностранным языком. Задача учителя в том, чтобы создать
условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы
обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё
творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность
учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические
технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика,
использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают
реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, с учётом способностей
детей, их уровня обученности.
В процессе обучения мною регулярно используются компьютерные
технологии:
-при объяснении нового материала для
максимального его усвоения;
-для оптимального закрепления
изученного материала;
-для улучшения контроля знаний
учащихся;
-для организации интересной и
плодотворной внеклассной работы по предмету.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного
языка включают:
-изучение лексики;
-отработку произношения;
-обучение диалогической и монологической речи;
-обучение письму;
-отработку грамматического материала.
На уроках английского языка с помощью компьютера я решаю
целый ряд дидактических задач: формирование навыков и умения чтения, совершенствование
умения письменной речи; расширение словарного запаса учащихся; формирование устойчивой
мотивации к изучению английского языка учащихся. Особенно эффективно
компьютерные обучающие программы работают в начальной школе, когда возрастные
особенности детей требуют частую смену видов деятельности. Мультипликационные
картинки и слайды, комбинированные с практическими и теоретическими заданиями,
снимают скованность и боязнь ошибиться,
увлекают учащихся в работу на уроке. / Компьютерные обучающие программы
к УМК М.З. Биболетовой и др. «Enjoy English» 2-4 классы Обнинск: Титул/
Компьютерные обучающие программы имеют много
преимуществ перед традиционными методами обучения и в средней школе. Они позволяют
тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных
комбинациях, помогают сформировать лингвистические способности, создать
коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия. При
введении и отработке тематической лексики, например погода, здоровье, одежда и
т.д., можно использовать компьютерные программы "Triple play plus in English”,
"English on holidays”, "English Gold' и другие. Этапы работы с компьютерными
программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
На I-м этапе - введение лексики, например, по теме "Weather".
Используя демонстрационный компьютер, на экране предъявляем картинки,
изображающие природные явления: снег-snow, ливень-shower, гроза-thunderstorm, ,
изморозь-freeze, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и
другие. Затем следуют фразы:
What a beautiful day! - Какой прекрасный день!
What awful weather! - Какая ужасная погода!
Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко?
What's the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра?
It's windy! - Дует сильный ветер!
It's raining - идёт дождь
Учащиеся смотрят и слушают. Время работы -
примерно 1 минута.
На II-м
этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель
щёлкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за
диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают
индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы -
примерно 5 - 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.
На III-м этапе проводим контроль изученной
лексики. Компьютер используется как демонстрационный при введении и фронтальном
закреплении лексики. Контроль тематической лексики можно осуществлять индивидуально,
используя раздаточный материал - карточки. Задания на карточках могут быть
аналогичны заданиям компьютерной программы.
Отработка грамматических явлений.
Все
обучающие компьютерные программы так или иначе предусматривают отработку
определённых грамматических структур. В программе "Английская
грамматика-легко!" в каждом уроке отрабатываются свои грамматические
явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени
сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе,
any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного
урока. направлены на отработку определённого грамматического явления.
Составление тестов по грамматике, используя компьютер, помогает учащимся лучше
освоить грамматический материал.
При закреплении, обобщении и
систематизации изложенного материала ИКТ позволяют проводить не только
фронтальную работу, но и индивидуальную. За небольшой промежуток времени можно проверить как теоретические знания
учащихся по данной теме, так и практические.
При повторении, при контроле знаний, умений и навыков
(тестирование, тренинги, срезы, КИМы при подготовке к ЕГЭ). Тестовый контроль с помощью
компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при
традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет
обучающийся. Тестирование
как способ организации учебного
процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке
информации, а также важен для выработки
навыков работы с тестовыми заданиями, в форме ЕГЭ в 11 классе. На
помощь на данном этапе урока также могут
прийти всевозможные компьютерные программы
Обучение диалогической речи может эффективно
проводиться с помощью презентаций Power Point
Это приложение позволяет мне самостоятельно по
собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку
с минимальными временными затратами. Объяснение нового материала происходит с
демонстрацией слайдов с рисунками, графическими схемами предложений, примерами
для иллюстрации нового материала, комментированием схем, таблиц. Все перечисленное
выше позволяет экономить время, которое
раньше отводилось выполнение всего этого на обычной доске. Подача учебного
материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения,
высвобождает ресурсы здоровья детей. Теперь у нас есть прекрасная возможность
заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной
последовательности и поместить на слайды.
Пример работы с диалогами: на экране
появляются несколько картинок - сцен данного диалога.
I - этап - знакомство с диалогом
II - этап - разучивание диалога. повторение за
учителем фраз; младшие школьники могут выполнять упражнения на составление
данных предложений из группы слов,_
III - этап - инсценирование диалога.
Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют
его самостоятельно.
Заключительный этап это контроль диалогической
речи после изучения диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель
сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя
лексику данной презентации и проявляя свою фантазию.
Также одна из современных форм работы
на уроке, используемая мной, - заочная,
или виртуальная экскурсия. В процессе проведения заочного путешествия
необходимо объединение таких элементов, как речь, зрительный ряд, музыкальное
оформление. Демонстрация слайдов при помощи программы «PowerPoint»» позволяет учителю по-новому
организовать работу на таком уроке. Уроки-экскурсии проведены мною в Лондон,
Нью-Йорк, в загадочные и далёкие земли Австралии и др. Заочные экскурсии
позволяют каждому ученику окунуться в атмосферу увиденного, остаться наедине со
своими чувствами и переживаниями, что способствует активизации познавательной
деятельности.
Спустя некоторое время замечаю, что
многие учащиеся сами проявляют желание подготовить презентацию и защитить ее на
уроке. Или, например, последнее время часто предлагаю выполнить домашнюю работу
на выбор: либо традиционное задание, либо презентация по теме и ее защита (что
гораздо сложнее, т. к. предполагает поисковую работу, применение навыков
систематизации и обобщения материала, но тем самым интересней). Компьютерные
технологии дают самые широкие возможности для самостоятельной работы учащихся,
развития их творческого потенциала. Школьники могут выполнять самые разнообразные
виды заданий: редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ,
составление проектов, создание компьютерных презентаций. Старшеклассники
оформляют доклады, рефераты, подбирая
материалы в сети Интернет. Хорошо
продуманный материал проекта ученика,
сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах иногда вполне может заменить
объяснение учителя или работу с текстом.
Применение
компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое
обучение. Пока 1-й вариант (дети, менее успевающие) выполняют задание по
учебнику, 2-й вариант (сильные ученики) работают с различными программами. Я предлагаю своим ученикам интересные,
содержательные, наиболее популярные образовательные сайты. Это
своеобразный
виртуальный каталог:
http://ru.wikipedia.org
http://www.krugosvet.ru/
http://www.ucheba.com/
http://www.rubricon.com/
http://www.school.edu.ru/
http://www.informika.ru/text/index.html
http://www.gramota.ru/
Применение сложившейся методики
обучения с использованием вышеперечисленных методов, как в учебной
деятельности, так и во внеурочной, позволило повысить мотивацию к изучению английского
языка во всех обучаемых классах и добиться положительных результатов по английскому языку при
проведении государственной (итоговой) аттестации .
Результаты применения образовательной технологии.
При проведении краевых диагностических работ по
английскому языку
наблюдалось повышение уровня
обученности и качества знаний моих учащихся:
Класс
|
Учебный год
|
Качество %
|
Обученность%
|
11
|
2010-2011
|
20%
|
90%
|
11
|
2011-2012(октябрь)
|
71%
|
100%
|
11
|
2011-2012(март)
|
100%
|
100%
|
Выводы: данная технология помогла мне решить педагогические задачи, и я
в дальнейшем буду применять её на уроках
и во внеурочной деятельности.
Хрулева Л.В.
Директор МБОУ СОШ №16 Залитко Л.П.
24.05.2012 год
|