Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы. Игнатенко Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Одна из самых серьезных и
трудных задач – это научить детей думать, умение мыслить творчески,
самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и
литературы, на своих уроках. «Литература развивает творческое начало в
человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать
воображение». (В. Давыдов) В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества,
чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир
ребенка.
На уроках литературы я
стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к
образцам ответственной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям
выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе,
научить понимать художественное слово, но и развивать литератуно-художественные
задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной
речи.
Поощряю и развиваю
литературное творчество школьников, ведь это проявление активных сил души,
формирование интеллекта. Использую систему индивидуальных творческих работ. От
класса к классу характер заданий усложняется. Если в V –VI классах в качестве индивидуального задания даю сочинения,загадки,
сказки, небольшие рассказы из жизненного опыта, то в старших классах предлагаю
такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание
литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения, а также
исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных
материалов.
Воспитывать у школьников
глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают
небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают ученику чаще
высказать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально
откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат
анализировать и сопоставлять литературные явления.
Развивают художественное
воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного
текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного эпизода и его
экранизации.
Хорошее знание содержания,
интерес к произведению дают пищу и для таких работ, которые предполагают как бы
продолжение авторской мысли.
Конечно, сочинение – одно
из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его
сознательного отношения к жизни, но и немаловажное значение имеет и хорошее
владение устной речью, умение отстаивать свою точку зрения. Этому способствует
внимательное, глубинное проникновение в содержание художественного
произведения. Поэтому при изучении про изведений в старших классах рассматриваем проблемные
вопросы: «С пособен ли Онегин любить?», «Почему же отвергла Татьяна любовь
Огнгина, если по-прежнему его любит?»,» В чем трагедия Печорина?», «Почему
Ольга полюбила Обломова?», « В чем причина гибели Ларисы Огудаловой?»,»Удалось
ли Шолохову «передать движение души человека» на примере судьбы Григория Мелехова?» . Такие вопросы заставляют ребят
мыслить , задумываться о нравственных проблемах, учат жизни.И я согласна с
теми, кто утверждает, что этот практически бесконечный процесс в школе не
завершается, а только начинается и продолжается в течение всей жизни человека.
Успешно совершенное постижение
художественного произведения протекает, когда в осмысление созданного писателем
включаются чувства и весь опыт юного читателя, когда художественное восприятие
и познание опираются на эмоциональную, нравственную, общеобразовательную
подготовленность, когда восприятие становятся эстетическим фактором, в свою
очередь активно развивающим культуру чувств, поэтическую наблюдательность,
читательский интеллект. Непрерывно меняющийся опыт человека приводит к тому,
что каждый раз воображение по-новому воссоздает нарисованные писателем картины,
- отсюда ощущение новизны, углубление впечатлений при повторном и последующих обращениях
к произведению.
Для глубокого
понимания изображенного в искусстве
слова необходимо, с одной стороны, мобилизовать прошлые представления,
впечатления, понятия, с другой – творчески трансформировать их на основе
ориентиров, намеченных писателем, довести до состояния образа, приближающегося
к данному в произведении. Необходима социальная подготовка. Мысль эта звучала
еще в работах В.Г. Белинского: «Для полного, истинного постижения искусства, а
следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение,
развитие: эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно
возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием.
А это возможно только для тех, кто на искусство смотрит не как на приятно
препровождение времени, веселое занятие от
нечего делать или легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве
серьезное дело, требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же
наука, та же ученость, потому что для истинного постижения искусства нужно
много и много, всегда и всегда учиться, и притом, многому такому, что,
по-видимому, находится совершенно вне сферы искусства».
Потребность
в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на основе трех каналов
связи: при помощи непосредственного
общения к произведениям, посредством получения информации об искусстве, в
процессе собственной творческой деятельности.
На
уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной
требованиями программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим
количеством литературно-художественных текстов, осваивают обширную информацию о
языке искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается
собственно-творческая деятельность, но не репродуктивная, какой она
преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы, связанные с
постижением изучаемых литературно-художественных произведений, а продуктивная,
в основе которой – создание оригинальных собственных художественных решений.
Конкретность
художественного образа не терпит абстрактного восприятия. Образ в этом случае
рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не будет целенаправленно
воздействовать на сознание учащихся своими специфическими свойствами, среди
которых наиболее характерно и сильно эмоциональное воздействие. Вот почему
изучение художественной литературы нельзя обособить от системы формирования
образного мышления, которое является условием и создания, и постижения
искусства.
Умение
видеть изображенные в литературно-художественном произведении предметы,
явления, события, людей, остро воспринимать их чувства – качества, развиваемые
опытом. Увидеть созданную писателем картину, наполнить ее живыми красками,
звуками, запахами, биением жизни может научить опыт деятелей искусства.
Постановка
вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и воображение,
увеличивают силу чувственного восприятия: оно приобретает конкретность,
осязаемость, написанное яснее воплощается в звуках, формах, красках, запахах. Подготовленное
определенным образом, целенаправленное общение с литературой может стать мощным
средством познания запечатленного в произведении. Выработка способности
самостоятельно проникать в образ, оценивать его эмоциональное и идейное
содержание – на мой взгляд, первоочередная задача, цель в области литературного
развития учащихся. Без чувственного восприятия не может быть сопереживания,
сотворчества, искусство исчезает, в сознании запечатлевается лишь его перевод
на язык литературотворческих понятий. Успешное решение задачи неразрывно
связано с совершенствованием постижения литературно-творческих текстов,
созданием условий, когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в
представлении учащихся всем богатством красок, когда, не ограничиваясь
восприятием сюжетной канвы, юные читатели волшебством воображения, усиленного
теоретико- и историко-литературной подготовленностью, сумеют максимально
проникнуть в богатство идейно-художественного содержания.
В
моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и
упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в
учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть
краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. А это становится
возможным при изучении художественных произведений, все этапы анализа развивают
учащихся, вводят в творческую лабораторию, вдохновляют на собственное
творчество. Так возникает двуединая по своему существу задача – вооружение
учащихся методами самостоятельно постижения произведений искусства слова в их
специфике и пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и
еще раз к ним возвратиться, формирование высокого художественного вкуса и
эстетических потребностей, нравственное воспитание; формирование духовного
богатства и научного мировоззрения.
Решающим
условием развития литературно-творческих способностей школьников является
повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности
учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно
углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного
произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит «мыслить с
пером в руках», формирует творческую личность. |