«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения
и ОПК».
Зинченко Зинаида Васильевна, учитель начальных
классов.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и
представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации
российского общества.
Основным
содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются
базовые национальные ценности:
– патриотизм
– человечество
– семья
– труд и творчество
– традиционные российские религии
--
искусство и литература
– природа
Эти ценности мы храним в культурных и семейных
традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает
человеку противостоять разрушительным влияниям.
Школа – единственный
социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности
личности, конечно, в первую очередь, формируются в семье. Но наиболее системно,
последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности
происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена
не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Из опыта своей работы
учителем начальных классов знаю, что младший школьный возраст характеризуется
повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью
в поведении. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической
устойчивостью. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости
младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для
систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственное
воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в
процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных
действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На
уроках я приучаю детей к самостоятельной работе, для успешного осуществления
которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, учу слушать и
понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных,
отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Вижу, как на уроках дети могут
переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых
знаний, огорчения от неудач, ошибок. Таковыми
являются уроки кубановедения
и ОПК.
Задаюсь
мыслью, как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и
приводили к развитию личности?
Считаю, что проблема
обогащения нравственного опыта учащихся строится на внедрении более продуктивных педагогических
технологий (системно-деятельный подход, личностно ориентированный), которые
способствуют актуализации собственной деятельности учащихся по решению
поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной
практике.
«Родной край, его
история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой
только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Поэтому на уроках кубановедения
я знакомлю детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в
кубанской семье, осмысленным и целесообразным
устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских
домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней,
узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми
инструментами при изготовлении поделок. При этом включаю учащихся в
самостоятельный поиск, ребята проводят опрос своих старших родственников
(бабушек, прабабушек), старожилов села о том как жили раньше ,какие семейные традиции существовали раньше, какие изменения они претерпели во времени.
Очень часто уроки кубановедения я
провожу в школьном музее, где собраны предметы старины, посуда, домашняя
утварь. Обращаемся к музейным экспозициям нашего школьного музея: «Труженики
нашего села», «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»,
«Новопавловцы-участники Великой Отечественной войны», «Наши орденоносцы», «Новопавловка-село мое родное».
Наш музей хранилище памяти, место , где прошлое встречается с будущим, это
сохранение духовной культуры нашего села Новопавловка.
Использую следующие формы работы.
1)Художественно-дидактические
и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского
жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской
и женской одежды, костюмов русских воинов).
.Проводим игру «Бабушкин сундучок» Достаем из
сундучка старинные вещи прошлого века, изготовленные руками наших прабабушек.
Это вышитые рушники, наволочки. кофточки, набожники, салфетки и многое другое.
Каждый берет по одной вещи и рассказываем о традициях, обычаях связанных с их
применением, опираясь на знания, полученные на уроках и в результате поисковой
и исследовательской работы.
На уроке по теме «Казачья хата» ребята
рассказывают о том , как наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в
доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто её
носит. Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками
рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.
В каждой семье была необходимая глиняная посуда:
макитры, махотки, глечики для хранения молочных продуктов; большие макитры –
горшки для хранения и приготовления хлеба; миски, кувшины для вина.
Все это приобщает к опыту
поколений, знакомит с формами традиционного семейного уклада, пониманием своего места в семье и
готовит ребенка к посильному
участию в домашних делах.
2) Знакомлю с традиционным укладом жизни русских людей, с
особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Провожу совместные с
родителями праздники, праздничные
концерты, участвуем в благотворительных акциях.
Проводим
изучение православных праздников и традиций кубанского народа, сравниваем с тем
, как в народе отмечают данные праздники или святочные недели. Ребятам очень
нравится празднование масленичной недели. Приглашаем родителей, бабушек,
дедушек. Я знакомлю с православным аспектом этого праздника: что значит для
православных эта неделя. А дети
совместно с родителями готовят праздничное выступление на основе
традиций сложившихся в нашем селе.
Ежегодно
принимаем участие в благотворительных акциях: «Подари игрушку» (перед новогодними
праздниками ребята делятся своими игрушками и книгами с воспитанниками Белоглинского спецдетсада), «Посылка солдату»(учащиеся приносят предметы
первой необходимости кто ,что может, все это потом отправляем выпускникам нашей школы, которые проходят военную службу
в армии). Оказали помощь пострадавшим в наводнении на Кубани, стали активными
участниками краевой акции
«Цветик-семицветик» (ребята изготовили
поделки на уроке и продавали их во время проведения районного
благотворительного марафона «Спеши творить добро» ) , тем самым внесли
посильный вклад в благое дело.
Таким
образом происходит формирование позитивного отношения ребенка к окружающему
миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками,
создание оптимистической детской картины мира.
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
3)Использую на занятиях
сюжетно-ролевые игры. На уроках цикла «Труд и быт жителей Кубани» играем в ролевую игру «Хозяева и хозяюшки».
Девочки знакомятся в процессе игры с
семейными обязанностями женщин, мальчики с мужскими.
Это
формирует умение понимать свое
место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентирует детей на мужественный и женственный образцы
поведения. Способствует воспитанию любви, уважения и милосердного отношения к
ближним.
4)Знакомство с устным народным творчеством. Устное народное творчество Кубани питается духовными
соками двух великих славянских народов - русского и украинского. В разных
жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о
нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей Родине.
На каждом уроке
перелистываем страницы этой удивительной
летописи. Одним из жанров
устного народного творчества
являются пословицы и поговорки.
В пословицах и поговорках запечатляются национальные черты народа. В них можно встретить
много поучительного. Дети узнают у своих бабушек и прабабушек пословицы, поговорки,
а потом на уроке мы разбираем ее значение, соотносим с русским вариантом
пословицы.
Отвечая на вопрос , какой совет дают нам
сочинители этих пословиц , дети вот так ненавязчиво знакомятся с принципами
жить по вере и заветам прадедов и дедов.
Занятия в начальной школе открывают детям
путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен
своей гармонией, и познание его маленьким человеком также должно быть
гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости,
любви к окружающему миру формируют личность с позитивным взглядом на мир и
способствует развитию творческих способностей ребенка.
Реализация
данных задач осуществляется через различные виды деятельности:
-
чтение, рисование, художественный труд;
-
слушание музыки и размышление о ней.
Я
веду кружок «Азбука православия» во 2-ом
классе. Считаю, что наиболее приемлемой формой занятий является кружок,
так как именно в кружковой работе наиболее эффективно можно сочетать все виды
деятельности учащихся. Занятия кружка построены на основе авторской программы,
созданной по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры» (ее первых
разделов «Мы и наша культура» и «Мир вокруг и внутри нас»)
Знакомство с православной культурой дает
представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному,
трепетному отношению к родной природе, традициях, обрядах, учит бережному и трепетному отношению к
родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях с учащимися рассматриваем изображения икон и картин с
сюжетами из Библии, с православными праздниками, знакомимся с литературными произведениями на религиозные и
нравственные темы.
Вот некоторые темы занятий: «Нерукотворная
красота природы», «Рукотворная красота культуры», «Человек-хранитель культуры»,
«Древнейшая книга в России Евангелие», «Иконы», «Храмы», «В храме», «Спаситель
мира», «О маме и папе», «В семье».
На занятиях использую ИКТ, что позволяет совершать виртуальные экскурсии.
Разрабатываю к ним презентации. Это позволяет сделать процесс обучения более наглядным
и содержательным. Ребятам очень нравится данная форма работы.
Приглашаю на свои
заседания учащихся 1-го класса. В ноябре провела совместное занятие по теме
«Казанская икона Божией Матери». В марте в нашей школе прошла Единая Всекубанская
предметная Неделя основ православной культуры. Провела мероприятия в рамках
недели православия: ознакомила родителей 1-го и 2-го классов с материалами XIX
Международных
Рождественских образовательных чтений
«Церковь и общество: соработничество в решении общих задач». На занятии «В
храме» ребята 1 и 2 классов с
интересом знакомились с
внутренним устройством православного храма. Проводили семейный праздник «Хорошо,
что есть семья , которая от бед хранит
меня».Совместно делали «Дерево жизни».На ветках прикрепляли листочки, на
которых фотографии каждой семьи в полном составе. Каждая семья заранее на листе
ватмана изображала свою семью в форме коллажа. Коллажи развешивали по всему
классу. На праздник приглашали дедушек,
бабушек, мам, пап, старших, младших детей в семье.
Такие
совместные праздники способствуют
развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях
воспитанников, прививают уважение и
любовь к православным традициям своего народа; воспитывают желание подражать благим образам.
Главный
результат, на который я очень хочу надеяться, заключается в усвоении ребенком
вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к
добру и неприятию зла.
|