Вторник, 07.01.2025, 10:07
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ № 16 имени Ф.Г.Шпака
Белоглинского района, с.Новопавловка

Меню сайта
Телефон доверия для детей
Категории раздела
электронный журнал
Для подготовки






ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Похожее изображение
ДОРОЖНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ

АНТИКОРРУПЦИЯ горячая линия
УО
      ДНЕВНИК СГО

      Каталог статей

      Главная » Статьи » Школьные статьи

      Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК

      «Духовно-нравственное развитие   личности      младшего школьника на уроках кубановедения         и  ОПК».

      Зинченко Зинаида Васильевна, учитель начальных классов.

        Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

      Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:

      –      патриотизм

      –      человечество

      –      семья

      –      труд и творчество

      –      традиционные российские религии

               --      искусство и литература

      –       природа

       Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

      Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь, формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

      Из опыта своей работы учителем начальных классов знаю, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

      Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках я приучаю детей к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, учу слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Вижу, как на уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Таковыми   являются  уроки  кубановедения  и  ОПК.

       Задаюсь мыслью, как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

      Считаю, что проблема обогащения нравственного опыта учащихся строится на  внедрении более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно ориентированный), которые способствуют актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

      «Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

         Поэтому на уроках  кубановедения  я знакомлю детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в кубанской  семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. При этом включаю учащихся в самостоятельный поиск, ребята проводят опрос своих старших родственников (бабушек, прабабушек), старожилов села о том как жили раньше ,какие  семейные традиции существовали  раньше, какие изменения они претерпели во времени. Очень часто уроки кубановедения  я провожу в школьном музее, где собраны предметы старины, посуда, домашняя утварь. Обращаемся к музейным экспозициям нашего школьного музея: «Труженики нашего села», «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей», «Новопавловцы-участники Великой Отечественной войны», «Наши  орденоносцы», «Новопавловка-село мое родное». Наш музей хранилище памяти, место , где прошлое встречается с будущим, это сохранение духовной культуры нашего села Новопавловка.

                Использую следующие формы работы.  

      1)Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).

      .Проводим игру «Бабушкин сундучок» Достаем из сундучка старинные вещи прошлого века, изготовленные руками наших прабабушек. Это вышитые рушники, наволочки. кофточки, набожники, салфетки и многое другое. Каждый берет по одной вещи и рассказываем о традициях, обычаях связанных с их применением, опираясь на знания, полученные на уроках и в результате поисковой и исследовательской работы.

       На уроке по теме «Казачья хата» ребята рассказывают о том , как наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто её носит. Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.

      В каждой семье была необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, глечики для хранения молочных продуктов; большие макитры – горшки для хранения и приготовления хлеба; миски, кувшины для вина. 

        Все это приобщает к опыту поколений, знакомит  с  формами традиционного семейного   уклада, пониманием своего места в семье и готовит ребенка к посильному  участию  в домашних делах.
      2) Знакомлю  с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Провожу совместные с родителями праздники,  праздничные концерты, участвуем в благотворительных акциях.

      Проводим изучение православных праздников и традиций кубанского народа, сравниваем с тем , как в народе отмечают данные праздники или святочные недели. Ребятам очень нравится празднование масленичной недели. Приглашаем родителей, бабушек, дедушек. Я знакомлю с православным аспектом этого праздника: что значит для православных эта неделя. А дети  совместно с родителями готовят праздничное выступление на основе традиций сложившихся в нашем селе.

      Ежегодно принимаем участие в благотворительных акциях: «Подари игрушку» (перед новогодними праздниками ребята делятся своими игрушками и книгами с воспитанниками Белоглинского  спецдетсада),  «Посылка солдату»(учащиеся приносят предметы первой необходимости кто ,что может, все это потом отправляем выпускникам   нашей школы, которые проходят военную службу в армии). Оказали помощь пострадавшим в наводнении на Кубани, стали активными участниками  краевой акции «Цветик-семицветик»  (ребята изготовили поделки на уроке и продавали их во время проведения районного благотворительного марафона «Спеши творить добро» ) , тем самым внесли посильный вклад в благое дело.

          Таким образом происходит формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

      Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.  
      3)Использую на занятиях сюжетно-ролевые игры. На уроках цикла «Труд и быт жителей Кубани»  играем в ролевую игру «Хозяева и хозяюшки». Девочки знакомятся в  процессе игры с семейными  обязанностями женщин,  мальчики с мужскими.

       Это  формирует  умение понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентирует  детей на мужественный и женственный образцы поведения. Способствует воспитанию любви, уважения и милосердного отношения к ближним.

      4)Знакомство с   устным народным творчеством. Устное народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих славянских народов - русского и украинского. В разных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей Родине.

        На каждом уроке перелистываем  страницы этой удивительной летописи. Одним   из   жанров   устного   народного   творчества   являются пословицы и поговорки.

      В пословицах и поговорках запечатляются  национальные черты народа. В них можно встретить много поучительного. Дети узнают у своих бабушек и прабабушек пословицы, поговорки, а потом на уроке мы разбираем ее значение, соотносим с русским вариантом пословицы.

      Отвечая на вопрос , какой совет дают нам сочинители этих пословиц , дети вот так ненавязчиво знакомятся с принципами жить по вере и заветам прадедов и дедов.

          Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком также должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребенка.

      Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:

      - чтение, рисование, художественный труд;

      - слушание музыки и размышление о ней.

      Я веду кружок «Азбука православия» во 2-ом  классе. Считаю, что наиболее приемлемой формой занятий является кружок, так как именно в кружковой работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся. Занятия кружка построены на основе авторской программы, созданной по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры» (ее первых разделов «Мы и наша культура» и «Мир вокруг и внутри нас»)

           Знакомство с православной культурой дает представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, традициях, обрядах,  учит бережному и трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях с учащимися  рассматриваем изображения икон и картин с сюжетами из Библии, с православными праздниками, знакомимся с  литературными произведениями на религиозные и нравственные темы.

          Вот некоторые темы занятий: «Нерукотворная красота природы», «Рукотворная красота культуры», «Человек-хранитель культуры», «Древнейшая книга в России Евангелие», «Иконы», «Храмы», «В храме», «Спаситель мира», «О маме и папе»,   «В семье».

       На занятиях использую  ИКТ, что позволяет совершать виртуальные экскурсии. Разрабатываю к ним презентации. Это позволяет сделать процесс обучения более наглядным и содержательным. Ребятам очень нравится данная форма работы.

      Приглашаю на свои заседания учащихся 1-го класса. В ноябре провела совместное занятие по теме «Казанская икона Божией Матери». В марте в нашей школе прошла Единая Всекубанская предметная Неделя основ православной культуры. Провела мероприятия в рамках недели православия: ознакомила родителей 1-го и 2-го классов с материалами XIX Международных Рождественских образовательных  чтений «Церковь и общество: соработничество в решении общих задач». На занятии «В храме» ребята 1 и 2 классов с   интересом  знакомились с внутренним устройством православного храма. Проводили семейный праздник «Хорошо, что есть семья ,  которая от бед хранит меня».Совместно делали «Дерево жизни».На ветках прикрепляли листочки, на которых фотографии каждой семьи в полном составе. Каждая семья заранее на листе ватмана изображала свою семью в форме коллажа. Коллажи развешивали по всему классу. На праздник приглашали дедушек,  бабушек, мам, пап, старших, младших детей в семье.

          Такие совместные праздники  способствуют развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников, прививают  уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывают  желание подражать благим образам.

            Главный результат, на который я очень хочу надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

       

      Категория: Школьные статьи | Добавил: woldemar (29.09.2011)
      Просмотров: 2314 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
      Всего комментариев: 0
      Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
      [ Регистрация | Вход ]

      Copyright MyCorp © 2025
      Бесплатный хостинг uCoz