Единый Всекубанский классный час «Земля отцов — моя земля!»
Цель:
- привить чувство
гордости за свой край, своё село и
его жителей;
- раскрыть образцы
нравственного и ратного служения Кубани;
- способствовать
формированию активной позиции, направленной на участие молодежи в
экономической и социально-политической жизни своего региона, населенного
пункта.
Оборудование:
мультимедийная презентация.
Ход классного часа:
Звучит Гимн Краснодарского края.
(слайд 1)
Учитель:
Ребята, тема нашего классного часа – «Земля отцов — моя
земля!», и посвящена она дню рождения края – дню 74-летия образования
Краснодарского края.
(слайд 2)
Мы
должны помнить, что благополучие и процветание Краснодарского края является результатом
стараний его жителей, радетелей земли кубанской, ее защитников и устроителей. В
конце классного часа постарайтесь ответить на вопрос: «Почему земля отцов, со
всем ее величием, историческим наследием и современными достижениями, является
и моей землей – землей современного школьника»?
Проведём мы сегодняшний урок, совершив путешествие в прошлое
нашего родного края, нашего села.
А знаете, ребята, как всё начиналось? Существует очень
красивая древняя легенда о Кубани.
Ученик:
(Звучит музыка, сменяются
слайды 3-13)
Давно это было. Когда Господь
призвал к своему трону все племена человеческие, начал по справедливости делить
между ними земли, случился такой казус. Все народы получили полагающиеся им
угодья, дабы жить счастливо, мирно и безбедно. И вдруг предстаёт перед очами
Создателя некий человек. Уставший, проработавший до пота. А все наделы уже
розданы! И сжалился Господь над опоздавшим, который в заботах о хлебе насущном
не поспел вовремя, и наградил его за смиренность и великое трудолюбие оставленным
для себя уделом. А было в том уделе все, что есть на земле: плодородные равнины
и крутые горы, бурные моря и полноводные реки, густые леса и неоглядные степи,
тёплые, не знающие зимы, уголки и поднебесные вершины, с которых летом не
сходит снег.
Учитель:
В этой поэтической легенде вся
Кубань. Неоглядные равнины сменяются
холмистыми возвышенностями, бесконечные
приазовские лиманы манят в свои
тихие заводи. Чаруют своей красотой великолепные Кавказские горы и альпийские луга, завораживают своей таинственностью глубокие горные каньоны, радуют глаз голубые озёра. Теплые, ласковые Чёрное и Азовское моря омывают нашу кубанскую землю. Живительной
влагой поят её реки и водохранилища.
Древняя земля... Знала она
оседлые и кочевые племена, влекла своим
богатством предприимчивых сынов Эллады и
Византии. Сотни племён и народов находили здесь своё пристанище.
Отсюда уходили в походы воинственные скифы, сюда же
возвращались они с добычей. В кубанской
земле нашли свой покой скифские цари. О пребывании в нашем крае половцев свидетельствуют
половецкие изваяния.
Познала наша земля нашествие
монголо-татарских орд, грабили её феодалы Турции и крымские ханы. Она - молчаливый хранитель многих
исторических событий.
В конце 18 века ступили на
славную землю казаки. В нелегких условиях строился их быт, осваивались
территории.
(слайд 14)
Беседа с учащимися:
- Ребята, а что вы знаете об истории Краснодарского края?
В ходе ответов учащихся на мультимедийном
экране появляются:
1) изображения
Екатерины II;
(слайд 15)
2)
дарственная грамота Екатерины;
(слайд 16)
3)
портреты Антона Головатого и Захара Чепеги;
(слайд 17)
4)
иллюстрация «На приёме у императрицы».
(слайд 18)
Главную задачу, которую ставила перед
казачеством великая Екатерина, - нести службу пограничную, - запорожские
казаки с честью выполнили. видео
Административно-территориальные
границы Кубани в рамках российского государства неоднократно менялись. Менялось
и название региона: Черномория, Кубанская область и Черноморская губерния,
Северо-Кавказский край, Азово-Черноморский край. В 1937 г. Азово-Черноморский
край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край. Произошло это 13
сентября, и именно этот день считается днем образования нашего края.
(слайд 19)
- А кто из вас знает, когда
образовано село, в котором мы живём?
Ученик:
Давным-давно, поднявшись с
насиженного места, пришёл в предгорья Кавказа из далёкой Воронежской губернии
крестьянский мужик Иван Бурый. Свернул он с наезженного тракта в поисках лучшей доли, поплутал по
буграм.
И вот на день порока Ивана Крестителя у
излучины широкой реки обозы, на которых ехали крестьяне, остановились. Мужики
бродили вокруг - кто с лопатой, кто с занозой, выковыривая жирные куски
чернозёма. Они подносили их Ивану Бурому. Тот мял в руках, растирал по ладони,
нюхал. Землица Ивану Бурому понравилась. И люди решили здесь остаться.
Вечером жгли костры, дивясь на отражающиеся
звёзды в реке.
А на утро закипела работа. Из
леса подвозили столбы, переплетали их камышом. Вскоре появилось село. А в 1840 году
село было названо Бурянкой по фамилии Бурого.
(слайд 20)
Ученик:
Но жизнь не стояла на месте, она
мчалась вперёд. Вскоре в селе уже начали развиваться промыслы: кожевенный,
овчиннодельный, портняжный, сапожный, кузнечный, и шерстобитный.
И конечно, как и в каждом селе, в
Бурянке проходили ярмарки перед праздниками Святых Петра и Павла. Впоследствии
село Бурая Балка, в простонародье Бурянка, было переименовано в Новопавловка в
честь Святого Петра и Павла.
Учитель:
Много испытаний выпало на долю
наших односельчан во время революции и гражданской войны.
В центре нашего села стоит
памятник Фоме Григорьевичу Шпаку.
(слайд 21)
- Кто может ответить, чем знаменит этот наш
земляк?
Ученик:
«Командование Добровольческой
армии наградит любого, кто доставит голову живого или мёртвого предводителя по
кличке «Красный дьявол». Уроженец села Новопавловки, возраст 30 лет. Приметы:
среднего роста, круглое смуглое лицо, глаза чёрные, нос прямой, на щеках
ямочки, волосы темно-русые. Чуть
волнистые, На плече глубокий шрам от осколков, на спине – синие рубцы от
ударов шомполами».
Так писали деникинцы в своих
объявлениях. Нет, не зря за голову Шпака сулили они высокую награду. Одно имя
этого человека наводило ужас на белогвардейцев. В бою под Успенской отряд «Красного
дьявола» умелым маневром и хитростью наголову разбил полк белых. Да не
какой-нибудь, а офицерский.
(слайд 22)
Ученик:
А вот одно из воспоминаний его
сослуживцев:
«Разведчики доложили: в
бронепоезде, следующем из Белой Глины в Тихорецк, находятся оружие и боеприпасы для белой
армии. В прилегающих к разъезду зарослях полно охраны, и станционное здание охраняют офицеры. Взяв
несколько бойцов, Шпак направился к зданию. Другой группе было поручено
устранить охрану у разъезда. Распахнув дверь, Шпак крикнул: «Ни с места!»
Офицеры не успели опомниться, как их обезоружили. Шпак выяснил у насмерть
перепуганного дежурного по разъезду, что бронепоезд уже вышел из Белой Глины и
через несколько минут проследует через разъезд. Времени, чтобы заложить
взрывчатку уже не было. Решение созрело мгновенно. Шпак вскочил в седло, за ним
без команды последовало несколько красноармейцев. Вот он, бронепоезд. Кони
мчатся рядом с ним. Из тамбура удивлённо высунулся деникинец. Выстрел из маузера,
и вот уже шпак на ходу запрыгивает в вагон. Буквально зависнув над рельсами,
Фома отсоединил сцепку, и вагоны отделились от одетого в броню поезда,
остановились, а потом медленно покатились назад под уклон.
Покидая разъезд Горькая Балка,
Шпак, предварительно взорвав вагоны и железнодорожный путь, не удержался от
озорства: прошёл к дежурному и сделал запись в журнале «Здесь находился
красногвардейский отряд Шпака. Операция прошла удачно. Похоронен бронепоезд,
взорван мост. Идём на Белую Глину. До встречи!». И подпись: «Красный дьявол».
Учитель:
Да, это действительно человек из
легенды – храбрый, видевший главную цель своей жизни в служении Отчизне. Погиб
Фома Григорьевич в боях за освобождение города Ставрополя от пули
белогвардейца. Где находится могила
героя? Где то святое место, чтобы низко поклониться ему? К сожалению, эту тайну
унесло с собой время. На полях гражданской войны сражались сотни новопавловцев.
В их числе Я.И.Подорожный, П.Е Жиров, К.П.Касьянов, А.И.Грантовский,
Т.М.Романенко, П.Ф.Руденко, Ф.Т.Завадский. На мемориальном комплексе мы можем
увидеть множество имён и фамилий людей, отдавших жизни на полях сражений
гражданской войны.
(слайд23-24)
Сложно поднималось село из
разрухи, но голод и нищета не сломили новопавловцев. Дружно взялись они за
возрождение своего любимого села. Сообща построили три начальных школы,
появились клубы, первая амбулатория с врачом, свои агрономы. Менялся облик
села. Росли дети, появлялись внуки. Было кому передать в руки крестьянский
труд.
(слайд 25)
Но тут грянула Великая отечественная
война. Уходили на фронт наши односельчане.
(слайд 26)
(видеоролик на песню Булата Окуджавы «Мальчики»)
Проводила на войну и Анна Фёдоровна Постельная своих пятерых сыновей, с
надеждой, что они останутся живы и вернутся на родину к своим родным и
близким. Всех своих сыновей Анна
Фёдоровна запомнила уходящими от родного
порога.
(слайд 27)
Дорога из села бежала полем, а
потом поднималась на холм, откуда, хорошо просматривался родительский дом,
тропинка к речке, сад. И сыновья оборачивались, всматриваясь в сухонькую
фигурку, застывшую на околице степного села. Последний взмах руки на прощание….
Так ушли её сыновья. Ушли в бессмертие.
(слайд 28)
Ученик:
Осенью сорок первого года в дом Постельных пришла первая похоронка о
гибели их старшего сына Кирилла, посмертно награждённого орденом Красной
звезды.
(слайд 29)
Анна Фёдоровна продолжает жить и
трудиться с мыслью, что ей надо поднимать внуков, ждать остальных сыновей с
фронта. Мать каждый день ждёт весточки от детей – и вот он, долгожданный
фронтовой треугольник. Только почерк на конверте не сына. Ей пришла бумага «Без
вести пропавший». Уже после войны мат узнала, что погиб Григорий в боях под
белой Церковью, недалеко от Киева.
(слайд 30)
Ученик:
Её третий сын Николай ещё в довоенное время был офицером, служил в
Тбилиси. Оттуда попал на фронт, был тяжело ранен, вернулся в родное село. По состоянию здоровья ему было предложено
работать в районном военкомате, но, узнав о гибели братьев, он сказал: «Я
отомщу за них» и ушёл с действующей армией. Погиб Николай в мае 1943 года в
боях под Севастополем.
(слайд 31)
«Жалко, что я только вышел на путь самостоятельной жизни и сразу война. Я
не имею ещё опыта и навыков командира. Придётся вести людей в бой». Это было
последнее письмо, полученное Анной Фёдоровной от сына Петра, который погиб в
боях под Черниговом.
(слайд 32)
Ученик:
Один за другим возвращались с фронта отвоевавшие солдаты. Анна Фёдоровна
ждала единственно оставшегося в живых – как она думала – сына Фёдора. Но не
суждено и ему было вернуться. Фёдор попал в плен, где был расстрелян в
последний день войны в 1945 году.
(слайд 33)
Учитель:
На здании нашей школы есть
мемориальная доска, где высечены имена пяти братьев, которые ушли на
войну из одной семьи - Егора и Анны Постельных.
Одна из экспозиций школьного музея рассказывает о великом подвиге наших
односельчан.
(слайд 34)
В нашем селе есть мемориал «Памяти
односельчан», на котором выбиты имена братьев Постельных. Рядом с гранитными
плитами находится скульптурная группа, изображающая женщину, склонившуюся над
убитым солдатом, которая олицетворяет скорбь всех жён и матерей, потерявших
близких в этой войне. Каждый год в день Великой победы к мемориалу идут и идут
люди. Идут поклониться героям-солдатам
и Анне
Фёдоровне Постельной, чтобы благодарно почтить и её подвиг, и доблесть
других матерей Отечества, чьих отважных детей отняла страшная, жестокая война.
(слайд 35)
345 новопавловцев так и
не вернулись домой с фронтов Великой Отечественной войны. Они отдали свои
жизни, чтобы мы с вами жили под мирным небом. Наш святой долг сохранить память
об этих людях. Сделать всё для процветания своего села, своего края, своей
страны.
(слайд 36-37)
Закончит наш экскурс в прошлое стихотворение Ивана Вараввы:
(слайды 38-43, звучит музыка )
Моя душа, как белая лебедушка, -
Доверчива, приветна и светла.
На медленном восходе ясна солнышка
Она раскроет легких два крыла.
И над степной сторонкой, над лиманами
Повиснет пух цветущих тополей.
А ты посмотришь: в небе за курганами
То ль снег летит, то ль стая лебедей?
То ль где разнепогодилась погодушка?
То ль хмара над станицею прошла?
Моя душа, как белая лебёдушка, -
Доверчива, приветна и светла.
Прошелестели страницы,
рассказывающие об истории нашего села. Начинаются новые страницы. Какими они будут?
Чем вы порадуете своих односельчан? Задумайтесь уже сейчас. Главный ваш сегодняшний вклад в развитие края – это
хорошая и добросовестная учеба и активное участие во внеурочной и внешкольной
жизни. Те учащиеся, кто целеустремленно справляется с этими обязанностями,
становятся участниками ежегодного Губернаторского бала.
В заключение прошу вас подумать и
ответить на вопрос: «Почему земля отцов, со всем
ее величием, историческим наследием и современными достижениями, является и
моей землей – землей современного школьника»?
(слайды44-60)
( Учащиеся называют школьные акции, помощь
ветеранам войны, участие в мероприятиях сохраняющих культурное наследие края,
волонтерское движение, выполнение «детского» закона и др.).
|