Открытый
урок учителя начальных классов Зинченко
З.В.
Урок 30.
16.11.11.Литературное чтение.
тема.Особенности поэтического взгляда на мир.
с. есенин «с добрым утром!»
Цели: формировать умение видеть образные языковые
средства – метафоры, олицетворения, сравнения; развивать навык слушания; учить
чувствовать и понимать образный язык поэтической речи; воспитывать любовь к
родной природе.
Оборудование: портрет С. Есенина,
презентация ,видеоролик.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Я
рада новой встрече с вами,
Приятно
ваше общество, друзья!
Ответы
ваши вы готовьте сами,
Их
с интересом буду слушать я.
Мы
сегодня снова будем наблюдать,
Выводы
делать, рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Я желаю
вам хорошей и активной работы, а что вы хотите пожелать мне?
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы думаете, что
такое фантазия?
–
А вы любите фантазировать?
II.Сообщение темы урока с
первичной актуализацией знаний.
- Какой раздел литературного чтения мы начали вчера изучать?
-Сегодня
мы отправляемся в мир поэзии. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Что вы
хотели бы узнать и чему научиться? Исходя из этого- цель нашего урока? (Учиться
чувствовать и понимать образный язык поэтической речи).
-Для чего
нужны вам эти знания?
-Давайте с
вами подумаем что такое поэзия? ( Это стихи)
-Прочитайте
предложения:
( На доске написаны предложения) Поэзия золотой осени.
Поэзия летнего утра.
Поэзия
родной природы.
-Как вы их
понимаете?
-Замените
в этих предложениях слово "поэзия” словом "красота”.
- Что
получилось?
-Что
теперь вы скажите о поэзии?( Поэзия это красота окружающей природы).
-Сколько значений слова "поэзия” мы теперь
знаем? (2) Заглянем в словарь Ожегова.( Показать словарь)
Поэзия: 1) Стихи, произведения ,написанные стихами;
2) красота и прелесть
чего-либо.
(Из
словаря Ожегова) Какое это слово? (
Многозначное). Где нам пригодятся нам эти знания?( В русском языке).
III.Речевая разминка.
-Начнём наше путешествие с речевой зарядки.
Ребята , с какой целью мы выполняем речевую зарядку?( Для
того чтобы развивать свой артикуляционный аппарат).
а)-Читаем вслух на выдохе по моей
указке:
росы рожок утром
косы лужок перламутром
-Похожи ли эти слова на стихи? Почему?
-Совершенно верно. И это
один из признаков стихотворения, называемый – рифма.
Игра "Подберите рифму к
слову”.
Свет - нет, привет,
ответ, обед, первоцвет, букет, балет
-Когда читаем
стихотворение все ли слова произносим одинаково?
( Нет) Некоторые
произносим с большей силой голоса ,т.е. с ударением.
-Правильно. И это
называется – интонация.
б) - Читаем слова хором с чувством радости,
выделяем голосом первое слово.
- Читаем с интонацией удивления, выделяем
второе слово.
в) брез-жит – брезжит
-Как вы его понимаете?
(брезжит – рассветает,
слабо светится).
(Из словаря Ожегова).
IV.Мотивация учебной деятельности школьников.
– Ребята, сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским
поэтом Сергеем Есениным.
–
Посмотрите на портрет С. Есенина и попробуйте сказать, какой он.
-
Кто
из вас может рассказать об этом поэте? (Ответы детей)
-
- В нашем классе есть ребята, которые поработали с
дополнительной литературой и подготовили сообщения к уроку.
III. Актуализация
знаний.
Слайд№
2- портрет
поэта С. Есенина.
Богодущенко Анна.
В
этом имени – слово «есень».
Осень,
ясень, осенний цвет.
Что-то
есть в нём от русских песен –
Поднебесье,
тихие веси,
Сень
берёз и синь – рассвет.
Что-то
есть в нём и от весенней грусти,
Юности
и чистоты…
Только
скажут – «Сергей Есенин»,
Всей
России встают черты… Н. Браун
СООБЩЕНИЕ
О ПОЭТЕ
Слайд
3. Рогачев Влад. Я подготовил сообщение о
С.Есенине и хочу представить его вашему вниманию.
Сергей Александрович Есенин родился в
1895 году, умер в 1925 году. Родители его были бедными крестьянами, они отдали
сына на воспитание в семью деда. В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную,
русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому так светлы и
мелодичны его стихи о природе. А писать стихи он начал в девять лет. Старшие
хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Сергей
Александрович окончил сельскую школу с похвальной грамотой. Потом уехал в
Москву, нашёл место корректора в типографии и с большим усердием ходил и слушал
лекции в народном университете.
Слайд
4-5. Рыкало София.
Я хочу дополнить выступление Владика
Сергей Есенин родился в живописных
окрестностях села Константинова Рязанской области. Он умел замечать всё, что
происходит в природе, он умел удивляться и восхищаться увиденным. Но судьбе
было так угодно, чтобы на земле Есенин пробыл недолго, он умер рано, но за свою
недолгую жизнь поэт создал много прекрасных стихотворений.
Слайд
6. Жукова Ангелина. У меня дополнение.
Первая книга стихов Сергея Есенина
называлась «Радуница» и вышла она в 1916 году, книга была доброжелательно
принята читателями и Сергей Есенин стал популярным поэтом. Многие стихи Есенина
положены на музыку и из них получились песни и романсы. Специальных детских
стихов у поэта очень мало.
- Спасибо ребятам.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё
одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина. Попробуем открыть для себя мир
поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова.
Физминутка.
IV. Работа по теме
урока.
1.
Подготовка к восприятию.
–
Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?
–
Послушайте, как изобразил картину утра С. Есенин и подумайте над вопросами.
Постановка проблемного
вопроса.
Какой
он увидел природу? Какие чувства его охватили.
Видеоролик. А сейчас вы услышите образец литературного чтения
стихотворения поэтом Марселем Давлатовым.
–
Красивое стихотворение? Поделитесь своими мыслями. О чем это стихотворение?
-
2.
Чтение и анализ стихотворения (с.
87). Прочитайте самые красивые словосочетания с эпитетами. (Ответы детей)
-
Найдите
олицетворения. ( Ответы детей)
-
В
изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто
прибегает к приему сравнения, олицетворения. Слайд7-8. Так, например, черемуха у него «спит в белой накидке»,
вербы – плачут, тополя – шепчут.
-
Почему
поэт говорит про звезды задремали?
-
Как
вы понимаете выражение «растрепали шёлковые косы»?
-
Какой
рисует крапиву поэт? Если бы у неё было личико, какое было бы его выражение?
–
Прочитайте строчки, которые вам нравятся больше всего.
–
Что вас в них удивило?
Слайд-9. 3. Лексическая работа.
Затон – длинный нетронутый
залив реки.
Заводь – низкие берега залива.
Румянить – покрываться
розово-красным цветом.
Плетень – изгородь из
сплетённых прутьев и ветвей.
Перламутр – твёрдый слой раковин,
обладающий радужным блеском.
–
К какому приёму поэт прибегает чаще всего? (Олицетворение.)
–
Подходит ли стихотворению название, данное поэтом?
(В названии – общее настроение восхищения красотой пробуждающейся природы.
Это не только крапива, это вся Природа словно говорит человеку: «С добрым
утром!»)
3.
Самостоятельное чтение стихотворения
учащимися.
V. Итог урока.
- Пригодилась ли вам сегодня фантазия? -
В какой момент урока?
- А в какой момент урока вам пригодилось умение работать с дополнительной
литературой? - А умение выразительно читать.
- Какие же чувства у читателя пробуждают
произведения С. Есенина?
- Действительно, я согласна с вами,
секрет стихов Сергея Есенина в том, что он открывает нам красоту простой
русской природы, которую мы не всегда замечаем в повседневной жизни. И мы благодарны поэту за его необычайно щедрый дар
– открывать и дарить эту красоту другим. Наш библиотекарь Немиро Любовь
Владимировна подготовила выставку произведений С.Есенина. Обратите внимание на
эти книги. Вы можете взять их в нашей библиотеке и прочитать.
VI.Домашнее задание.
·
Выучить
стихотворение наизусть с.87.
·
Нарисовать
иллюстрацию и подписать строчками из стихотворения.
VII.Рефлексия. Поставить романс « Отговорила роща золотая». Сказать про
романсы. Мы будем слушать романс на стихи Есенина
« Отговорила роща
золотая».
- Закончите предложение: «Соприкосновение
с поэзией помогло мне…».
Ответы
детей:
- …больше узнать о С. Есенине;
- …ещё раз убедиться, что только человек
с открытой душой может стать поэтом;
- …увидеть красоту в самых обычных
предметах;
- …получить наслаждение от урока.
Березка.Прикрепите зеленые листочки те,
кому было легко и комфортно на уроке, желтые- кто испытывал затруднения и
красные- кому было трудно.
- Я удовлетворена нашим общением на
уроке, спасибо за ваши ответы и исследования и пусть та положительная энергия,
которой вы зарядились на уроке, поможет вам в открытии новых знаний в
дальнейшем.
Слайд 10. А на сегодня урок
закончен. Спасибо за работу. |